Объединение и раздел, изъятие и определение порядка пользования земельным участком

Содержание:

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Строительство объектов общефедерального или местного значения

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Порядок и особенности

Реквизиция проходит в ряд этапов

Гражданам важно понимать порядок осуществления данной процедуры. Если изъятие земли было проведено не в соответствии с требованиями, установленными на законодательном уровне, то владелец надела может подать исковое заявление в суд

Также надо знать особенности реквизиции. Это позволит отличить ее от других видов изъятия участка.

Особенности реквизиции земельного надела:

  • участок изымается на время (в большинстве случаев);
  • процедура носит принудительный характер;
  • имеет место чрезвычайная ситуация;
  • реквизиционные действия преследуют определенные цели (предотвращение бедствия, устранение негативных последствий чрезвычайной ситуации, ликвидация угрозы для общества);
  • гражданину выплачивается компенсация.

Порядок проведения процедуры изъятия земли можно представить таким образом:

  1. госорганом принимается решение о необходимости осуществления реквизиции;
  2. составляется акт изъятия земельного участка;
  3. решение оглашается собственнику надела;
  4. недвижимое имущество передается во владение государственному органу;
  5. назначается сумма компенсации для собственника земли;
  6. осуществляется выплата денежных средств. На данном этапе владелец участка может оспорить величину компенсации. Очень часто выплаченные государством финансовые средства не покрывают понесенные убытки. Для восстановления справедливости следует обратиться с исковым заявлением в суд;
  7. возвращение земельного участка его собственнику после отмены чрезвычайного положения.

Мнение эксперта

Ирина Васильева

Эксперт по гражданскому праву

Реквизицией занимается тот государственный орган, которому поручено ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию

— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: +7 Москва и обл. +7 Санкт-Петербург и обл. 8 Другие регионы РФ Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Изъятие участка у арендатора за неиспользование

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Гражданский кодекс оглашает, что выходить за пределы положений, регламентирующие земельные отношения арендатора, недопустимо.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

  • добровольного соглашения;
  • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
  • выписки из решения суда.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

емли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

Выполнение соглашений международного уровня РФ.
При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:

  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»
П.10, ст. № 32 Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ
П.9,10, ст. № 95 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ
Ст. № 25.2 Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок пользования земельным участком

Определить порядок землепользования можно двумя путями: составлением соглашения и в судебном порядке. Инициировать процедуру могут собственники земельного участка, если по праву пользования у них возникли споры. Чаще всего определяют порядок пользования жильцы многоквартирного дома, но не исключается вариант, когда к такому решению могут прийти несколько собственников земельного участка, на котором расположен частный дом. Например, супруги после развода и оформления участка в совместную собственность, часто прибегают к судебному разбирательству, чтобы определить порядок землепользования.

Определение порядка землепользования не является разделом участка, а потому не несет тех же правовых последствий. Соглашение может быть изменено при согласии всех сторон в любой момент. Для этого оформляют приложение к действующему соглашению или составляют его заново.

Правильно составленное соглашение содержит следующие данные:

  • сведения о правообладателях;
  • дату составления соглашения;
  • общие права собственников земельного участка;
  • отдельные права собственников;
  • подписи сторон.

Если на земельном участке проложены коммуникации — газопровод, водопровод, линия электропередач, то порядок доступа к ним нужно также отразить в соглашении, это поможет избежать споров в будущем.

Чтобы определить порядок пользования земельным участком, нужно для начала установить его границы. Для этого на участок должен быть оформлен кадастровый паспорт с прописанными внешними границами. Если документа нет, нужно провести межевание и поставить землю на кадастровый учет.

Также нужно убедиться, что на землю зарегистрировано право собственности. Это можно понять по документам: выписке из ЕГРП или свидетельству о праве собственности, если оформление проводилось до 1 января 2017 года. Если этих документов нет, значит право собственности, скорее всего, не оформлено и этим нужно заняться.

Если собственники не могут договориться, определить порядок землепользования можно через суд. Чаще всего именно к этому варианту собственники и прибегают. Чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно написать исковое заявление, в котором указать требования и законодательную базу, подтверждающую их правомерность. 

Исковое заявление не должно содержать фактических или юридических ошибок, двусмысленных формулировок, опечаток или исправлений. Лучше не рисковать временем и поручить этот момент юристу. За определенную плату специалист составит иск, который отразит интересы заявителя и будет принят к рассмотрению в суде.

К исковому заявлению, помимо обязательных документов (паспорта, квитанции об оплате госпошлины и т.д.), нужно приложить следующие документы:

  1. План-схему пользования участком. Его можно заказать у геодезических служб, которые для составления будут пользоваться имеющимися данными. Имея на руках такой документ будет проще объяснить в суде свое представление о пользовании земельным участком. 
  2. План земельного участка, с изображенными на нем заборами, хозпостройками, расположением границ участка и другими данными. 
  3. Иные документы, облегчающие отстаивание своей позиции.

Если доверить подготовку к судебному разбирательству юристу, можно получить солидную доказательную базу, с помощью которой будет легче отстоять исковые требования. В этом случае можно выиграть суд и установить приемлемый для себя порядок землепользования. 

Вопросы объединения, раздела, изъятия земельных участков, определения порядка их пользования относятся к категории сложных, а потому без помощи юристов тут не обойтись. Опытные специалисты помогут на всех этапах: от определения перечня необходимых документов до составления искового заявления и представительства в суде. Граждане, не экономящие на услугах юридических компаний, чаще отстаивают свои интересы, чем те, кто надеется на себя.

Изъятие участка у собственника за неиспользование

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

Такое отношение к земельному ресурсу считается недобросовестным деянием и пресекается со стороны хозяйствующего субъекта.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Если владелец проигнорировал претензионное предупреждение, муниципалитет обращается в суд для оформления процедуры изъятия на законных основаниях.

О ПРИЗНАКАХ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230).

Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ). Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

  1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  1. для ведения сельскохозяйственного производства,
  2. для создания защитных лесных насаждений,
  3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

  • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Когда могут отобрать участок за неиспользование

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в «Свидетельстве о собственности» и в кадастровой документации.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Неиспользуемые наделы переходят в категорию бесхозных, что определяет право хозяйствующего субъекта на их возвращение в муниципальную собственность.

Комментарий к ст. 50 ЗК РФ

Конфискация земельных участков применяется только по отношению к собственникам таких участков и только как санкция за такое серьезное правонарушение, каковым считается преступление.

Статья 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные, кроме преступлений, правонарушения, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Далее, в упомянутой статье ГК РФ, говорится о том, что конфискация может быть произведена в случаях, установленных законом, и в административном порядке. ЗК РФ такой возможности не предусматривает, и соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.

Надо отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний, которые могут применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Однако затем Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ разд. VI УК РФ дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Конфискация имущества относится теперь, таким образом, к иным мерам уголовно-правового характера и представляет собой принудительное безвозмездное обращение имущества по решению суда в собственность государства.

Нормами этой главы предусмотрена конфискация денег, ценностей и иного имущества: полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, 146, 147, 164, ч. ч. 3 и 4 ст. 184, ст. ст. 186 — 189, ч. ч. 3 и 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208 — 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240 — 242.1, 275 — 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфисковано может быть такое имущество (и в том числе земельный участок), которое:

а) получено в результате совершения преступлений, перечень которых приведен в названной статье (за исключением имущества, подлежащего возвращению законному владельцу). Это, например, преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ч. 2 ст. 126 (похищение человека), ст. ст. 127.1 (торговля людьми), 127.2 (использование рабского труда), 146 (нарушение авторских и смежных прав), 147 (нарушение изобретательских и патентных прав), 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), ч. ч. 3 и 4 ст. 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), ст. 186 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), 187 (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), 188 (контрабанда) и др.;

б) получено в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) используется или предназначается для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Основания для изъятия земельного участка

В сумму, выплачиваемую владельцу, входит: рыночная стоимость участка и содержащейся там недвижимости, убытки собственника, а также возможная выгода, которую собственник мог получить, если бы участок остался в его владении. Например, если земля сдается в аренду (тут возникают споры по аренде земельных участков). Если же собственник отказывается отдавать свой участок, или не согласен с условиями выкупа, то государство может потребовать его согласия через суд. Равно как и собственник может этот иск оспорить. Чтобы узнать, как это сделать, стоит обратиться к земельному адвокату.

  • Ненадлежащее использование земли. Если земельный участок используется с нарушениями или не используется вовсе. То есть, когда земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственных работ или строительства, простаивает три и более лет. Или его эксплуатация приводит к ухудшению экологии.
  • Реквизиция. Это принудительное изъятие земли вследствие различных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций для защиты жизненных интересов общества и государства. Однако, по истечении определенного времени, государство обязано вернуть имущество собственнику и возместить все убытки. Если вернуть участок невозможно, то возмещается вся рыночная стоимость имущества. Государственные органы часто занижают рыночную стоимость и выплачивают гораздо меньшую сумму. Этот факт всегда можно обжаловать в суде. Здесь хотелось бы отметить такое понятие как «кадастровая стоимость». В соответствии с ней вы платите налог на землю. Ее органы, наоборот, увеличивают, соответственно, повышается налогообложение. В связи с эти существует такая услуга, как оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
  • Конфискация. Земельный участок конфискуют безвозмездно за совершенное собственником тяжкое или особо тяжкое преступление. А также за некоторые гражданские правонарушения. Однако, бывают и исключения, когда такую санкцию государство применить не может.
  • Право собственности может быть прекращено также в других случаях, предусмотренных законом, например, собственник добровольно передает участок третьим лицам или продает его. Передача права собственности под давлением может быть оспорена в суде!

Нюансы составления договора

Договор аренды в обязательном порядке должен отражать индивидуальные условия конкретной сделки, которые не противоречат законным интересам каждой из сторон. Договор аренды земли сельскохозяйственного назначения имеет некоторые нюансы. К примеру, соглашение об аренде не может менять тип разрешенного использования земельного участка.

Изменения такого характера признаются самовольными и подлежат привлечению к административной ответственности. Так, если участок был арендован под занятие животноводством, на нем не могут возводиться жилые постройки, даже если это право предусматривает договор.

Обжалование решения

Решения, которые выносятся относительно факта конфискации надела, могут быть обжалованы в судебных органах:

  • когда собственник не согласен с рассматриваемой процедурой;
  • если не приняты предложенные условия.

В действующем законодательстве не в полной мере учитываются все имеющиеся нюансы относительно юридической процедуры изъятия. Зачастую владельцами участков не регистрируются права в едином реестре, который ведется государственными органами. Тогда возникают вопросы при подписании соглашений в случае установления долевого владения. Нюансы касаются и оценки наделов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector