Раздел земельного участка

Объединение участка

Порядок объединения земельного участка определен Земельным кодексом, в котором с 1 января 2019 года действует ряд поправок. Так, теперь место привычных российскому гражданину дач, в нем фигурируют сады и огороды.

Чтобы сделать объединение участков в один нужно, чтобы они соответствовали следующим условиям:

  • принадлежность к одной категории и одному виду целевого использования;
  • смежное расположение;
  • нахождение на территории одного населенного пункта.

Важно, чтобы образованный вновь участок не мешал соблюдению законов о природопользовании, не создавал чересполосицу или вклинивание, не нарушал другие положения Земельного кодекса, федеральных и местных законов. 

Можно объединить два участка в один, если первый находится в залоге, а на втором никаких обременений нет. Это право указано в ст 116.6 ЗК РФ. Стороны могут достигнуть соглашения, как теперь будет распределяться право залога, по умолчанию оно распространяется на весь образовавшийся участок.

Начинают объединение участков с обращения к кадастровому инженеру за консультацией. Он подскажет, какие документы надо собрать в зависимости от особенностей земельных участков. Также у специалиста можно выяснить, можно ли объединять участки в один или есть определенные ограничения. Например, если участки выданы двум разным людям на правах бессрочного пользования, объединение станет невозможным.  

После посещения кадастрового инженера нужно провести межевание каждого участка. Для этого следует обратиться в кадастровую организацию и заключить с ней договор на оказание соответствующих услуг. Специалисты приедут по адресу расположения земельных участков, сделают нужные измерения, установят координаты территории. Границы участка будут обязательно согласованы с соседями, поэтому их нужно оповестить о предстоящем мероприятии заранее. Полученные в ходе измерений данные будут использоваться при составлении межевого плана. 

По завершении работ выдается межевой план земельного участка с учетом объединения, образец можно скачать на сайтах компаний, оказывающих эти услуги. Последние годы документ дублируется на компакт-диске, который нужно через МФЦ передать в территориальный отдел Росреестра. Собственнику остается ждать, когда вновь образованный земельный участок будет поставлен на кадастровый учет.

Законодательством сроки на объединение земельных участков не предусмотрены, потому трудно сказать, сколько времени займет процесс. Многое зависит от того, насколько быстро будут собраны необходимые документы, а также от графика выезда сотрудников кадастровой организации. Затянуть процесс могут и соседи, особенно, если они не проживают постоянно на своих участках: необходимы их подписи. Минимальный срок на выполнение всех процедур 2-3 недели, но известны случаи, когда люди ждали по полгода и больше. 

Отдельного внимания заслуживает объединение земельного участка с многоконтурным земельным участком. Согласно письму Минэкономразвития РФ N 22409-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» многоконтурный участок, поставленный на кадастровый учет, может быть использован в качестве источника нового участка, то есть объединение с ним других земельных наделов допустимо. Главное, чтобы объединяемые участки хотя бы по одной стороне были смежными

По результату объединения может быть сформирован как новый многоконтурный участок, так и обычный участок, важно — чтобы он соответствовал положениям статьи 11.9 Земельного кодекса. 

Что касается объединения участков с разным разрешенным использованием, то по закону это невозможно. Нужно, чтобы собственник начал процедуру по изменению разрешенного использования. Если изменения будут одобрены и оба участка получат один вид разрешенного использования, их можно будет объединить в один.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры объединения двух или трех участков в один, без юридической помощи можно не всегда обойтись. В частности, она понадобится если одна из территорий находится в долевой собственности. Не помешает консультация и в случае объединения участков в многоконтурный. При необходимости юридическая компания может курировать весь процесс, от подачи заявления в кадастровую организацию до передачи диска в Росреестр.

Трудности при разделении

Следует уточнить, что отказ произведён на законных основаниях, если:

  • площади образованных участков больше или меньше установленной нормы (она определяется в каждом муниципалитете отдельно
  • согласно 33-й статье Земельного кодекса);
  • отсутствуют подъезды к каждому из участков;
  • представлены не все документы;
  • имеются нарушения в оформлении документов (фактическое несоответствие требованиям законодательства).

В случае отказа по другой причине любой гражданин имеет право подать исковое заявление в суд, который и поможет произвести раздел в соответствии с действующим законодательством.

Вверх

Основные моменты

Существует много сложностей, нюансов, связанных с изменением границ земельного участка. В случае отсутствия определенного опыта в данной сфере стоит предварительно проконсультироваться со специалистом.

В первую очередь следует помнить, что изменение границ земельного участка чаще всего необходимо если:

  1. Была допущена грубая геодезическая ошибка.
  2. Пожелание самого заказчика.

В первом случае алгоритм подразумевает проведение самим исполнителем обширного перечня работ по исправлению КО.

Во втором же случае, если заказчик по собственной инициативе желает изменить границы, нужно осуществлять межевание заново.

Обычно используется чаще всего именно второй вариант по многим причинам. В первую очередь потому что опытный геодезист грубой ошибки попросту не допустит.

В то же время нередко заказчики желают «покрутить» свой участок или же просто незаметно увеличить его.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, стоит отнести следующее:

  1. Что это такое?
  2. Кто может обратиться?
  3. Куда следует идти?

Что это такое

«Межевание земли» — это термин, под которым подразумевается обширный комплекс различного рода работ. К таковым на данный момент относится разделение и последующее закрепление границ отдельных земельных участков.

Местом межевании может быть фактически любая местность. Ограничение осуществляется по месту, а также площади.

Межевание одновременно позволяет решить большое количество различных задач. В результате проведения подобного рода работ на выходе будут изготовлены специальные документы.

В них отражается следующая информация:

В законодательстве достаточно подробно освещен процесс осуществления межевания

Важно помнить, что документация должна составляться в соответствии с гостами, различного рода правилами

В противном случае процесс межевания может быть попросту признан недействительным. Как следствия – и все полученные на выходе документы.

Кто может обратиться

На данный момент обратиться с соответствующую организацию с целью межевания земли может обратиться фактически любой гражданин РФ или же другой страны при наличии определенных прав.

Важным фактором является именно наличие определенного документа, который подтверждает наличие права собственности.

Таковым может являться:

  • договор купли-продажи;
  • договор мены;
  • договор дарения;
  • свидетельство о принятии наследства;
  • решения суда о присвоении прав на собственность;
  • иное.

При этом важно помнить, что обратиться может не только сам новый владелец какого-либо имущества, но также его представитель. Например, близкий родственник или же вовсе посторонний человек

Причиной использования представителя может являться какая-либо объективная причина (нехватка времени, болезнь, другое непреодолимое обстоятельство), так и банальное нежелание заниматься подобного рода делами.

Важно лишь помнить, что для представления интересов понадобится соответствующим образом составленная доверенность. Также необходимо помнить, что процесс представления интересов требуется лицам, не достигшим возраста 18 лет

Также необходимо помнить, что процесс представления интересов требуется лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Так как только после этого гражданин становится полностью дееспособным и имеет право от собственного лица свершать различные сделки. В том числе связанные с недвижимостью.

Представлять интересы несовершеннолетнего могут следующие лица:

  1. Родные родители.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.
  4. Службы опеки и попечительства.
  5. Иные родственники.

Куда следует идти

Прежде, чем обращаться за определенного типа услугами, нужно изучить перечень учреждений, которые требуется посетить заранее.

На данный момент для успешного осуществления операции рассматриваемого типа нужно будет побывать в следующих учреждениях:

Важно помнить, что совсем не обязательно посещать Росреестр. Так как многие услуги и действия, которые необходимо осуществить при оформлении межевания, могут быть предоставлены непосредственно в МФЦ – специальном многофункциональном центре

Также он называется «Мои документы». Данное учреждение присутствует во всех без исключения регионах, а также небольших населенных пунктах.

Именно поэтому процедура межевания занимает минимум времени. Каких-либо сложностей чаще всего попросту не возникает. По возможности стоит заранее ознакомиться с алгоритмом осуществления процедуры рассматриваемого типа.

Так как это позволит избежать большого количества самых разных затруднений.

Если возникли какие-либо сложности – то стоит обратиться к квалифицированному юристу за помощью. Сегодня по земельным спорам существует обширная судебная практика.

Обязательные условия для раздела земли

Чтобы участок земли возможно было разделить, необходимо убедиться в том, что он соответствует следующим обязательным условиям:

  • Обладает определенными размерами: максимальными и минимальными. Эти размеры, точнее их предельные значение фиксируются в законодательных актах местного самоуправления. Для Ленинградской области применяется закон от 15 мая 2012 г. N 83/2012-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Ленинградской области».
  • Граница участка не может пересекаться с границей населенного пункта и/или муниципального образования
  • Если на участок наложено обременение, ограничивающее предел его использования, то разделить его невозможно, следовательно, необходимо убедиться в отсутствии обременений.
  • Участок не может быть разделен, если в результате образуются образования с изломанными границами, а также происходит смешение границ различных земельных участков, вклинивание территории одного участка в другой. Поэтому собственники должны производить раздел в соответствии с данными требованиями.
  • Не могут быть разделены земли для последующего изменения их категории.
  • Если изменение границ участка влечет нарушение градостроительных норм, то в таком разделе будет отказано.

Все эти требования обязательно проверяются на соответствие перед тем, как приступить к самой процедуре раздела, в противном случае процесс неизбежно зайдет в тупик.

Сособственники перед обращением в соответствующие инстанции вынуждены совершать ряд общих действий:

  • Подтвердить, что на руках имеются документы, подтверждающие границы участка, подлежащего разделу. Потребуется выяснить, выполнялось ли межевание. Если межевания не было, границы участка определены с недостаточной точностью, придется начать готовиться к кадастровым работам, чтобы определить площадь участка и его границы.
  • Указать границы исходного участка, а если их нет, то оплатить все процедуры, связанные с их определением.
  • Совладельцы должны подписать соглашение, условия которого они должны были заранее обсудить и согласовать.

В те мероприятия, которые предшествуют разделу одного участка земли на несколько, входят следующие действия:

  • Получить специальную кадастровую выписку на первоначальный участок земли.
  • Получить кадастровый план на данную спорную территорию.
  • Передать кадастровому инженеру правоустанавливающие документы на этот участок.
  • Оценить положение соседних участков и выявить характерные точки, чтоб избежать пересечения границ смежных участков.
  • По результату работы группы геодезистов выяснить: нужны ли дополнительные полевые работы.

Выполнить межевание по ФЗ-221 от 24.07.2007 может только кадастровый инженер, а работы могут выполняться только после подачи владельцем соответствующего заявления в подразделение кадастра. Все эти работы выполняются за счет владельцев участка земли.

В завершении граница каждой доли обозначается межевыми знаками. Замеры, расчеты и иные данные в ходе проведения межевания заносятся в межевое дело. Акт установления границ долей далее должен быть утвержден местным землеустроительным комитетом.

Если собственники участка земли решили поделить участок полюбовно, без обращения в суд, то письменное соглашение содержит в себе следующие данные и составляется с учетом моментов:

  • Информация о совладельцах.
  • Адрес участка земли.
  • Его номер по кадастру.
  • Письменное согласие собственников на раздел общего участка земли.
  • Описание того, каким способом будет поделен участок.
  • Описание порядка, в котором стороны понесут расходы на выполнение раздела.

Таково содержание соглашения, когда между сторонами нет противоречий. Но когда кто-то из совладельцев против раздела участка, остальным владельцам остается только судебный порядок получения разрешения на раздел.

Увеличение и уменьшение площади при уточнении и изменении границ

Уточнение границ земельного надела с одновременным увеличением площади происходит при необходимости оформления прирезки из земель общего пользования. Такой вариант возможен, когда землепользователь самовольно передвигает фактические границы участка, к примеру, забор либо ограждение, за счет общественных земель – дорог, просек. Увеличение допустимо в случае, если площадь надела меньше нормы, если по документам нельзя определить площадь и ее рассчитают, исходя из фактического положения на протяжении 15 лет. 

В результате проведения геодезических работ по уточнению границ возможно также уменьшение площади земельного надела. Основанием для уменьшения площади участка является одна из причин: ошибка в кадастровом и межевом плане либо факт незаконного вторжения на чужую территорию. Для земель различных категорий может быть разная предельная величина площади, и выше предельной увеличить ее не получится. Таким образом, увеличить или уменьшить площадь можно при присоединении либо разделении, выделении участка и при проведении работ по межеванию.

Этапы изменения границ

В большинстве случаев весь процесс межевания вместе с утверждением плана местности официально осуществляется не менее, чем три месяца. Этого периода достаточно, чтобы все тщательно перепроверить и уточнить межи участка. Для измерения все действия выполняются в несколько этапов:

  • Подготовка. Данный процесс начинается с заключения договора с геодезической компанией. Составляется список собственников смежных участков, подготавливается план работы по отношению к земле заявителя.
  • Полевые работы. В данный этап включается геодезическая съёмка, в ходе которой уточняется площадь участка, устанавливаются межевые знаки. Все измерительные работы проводятся с помощью профессионального оборудования, обязательно указываются особенности рельефа, тип почвы, прочие особенности, которые фиксируются на участке (впадина, холм, наличие естественного или искусственного водоема). Все зафиксированные объекты обязательно фиксируются на плане на бумаге.
  • Заключение. Это последний этап, в который входит обработка полученной информации специалистами геодезической компании, они же проводят консультацию со смежными владельцами и уточняют согласны ли те с проведенными измерениями. Только после этого все данные переносятся в официальный документ (кадастровый паспорт), внесенные корректировки подтверждаются печатью и подписью исполнительного органа.

Все этапы проводятся в строгой последовательности. Что касается согласования с соседями, то решение этого вопроса может быть длительным. Данный процесс тоже можно разделить на несколько пошаговых действий.

При измерении границ придомового участка берутся во внимание все виды объектов, на нем присутствующие Источник megaprovokator.ru

Согласование с соседями: важные особенности

Уточняется, что согласование с владельцами смежных участков может затянуться на некоторое время. Состоит оно из нескольких пошаговых действий:

  • Соседи получают уведомление от геодезической компании, которое направляется по месту регистрации или проживания. Его можно отправить электронной почтой, заказным письмом, сделать публикацию в местной газете (обычно такой вариант целесообразен, если неизвестно точное местоположение хозяина соседнего земельного участка) или же выдача документа лично под роспись.
  • В уведомлении прописывается точная дата, в которую хозяин смежного участка должен явиться в геодезическую компанию или же ожидать представителя фирмы дома. В ходе встречи двух сторон, инженер предоставляет план измеренного участка и уточняет согласен ли сосед с приведенными изменениями. Обычно данные встречи проводятся как минимум с тремя соседями, чьи участки совпадают с тем, на котором проводилось межевание.
  • Выделяется день, в который представители фирмы отвечают на все вопросы соседей и проводят разъяснительные работы. В результате ни у одного из смежных владельцев не должно закрасться сомнений в правомерности проведенных действий по изменению границ.
  • На обратной стороне плана с изображением границ земельного участка составляется акт, в котором указывается информация о смежных наделах, прописываются их особенности, обязательно проставляется точная площадь.
  • На последнем этапе все соседи, которые согласны с проведенными геодезическими работами, подписываются в акте, после чего документ подшивается в дело. Обязательно проверяются паспорта лиц, которые оставляют свою подпись в кадастровой документации.

Отмечается, что поставить подпись может и представитель хозяина смежного участка (владелец болен, находится за границей, иные причины), но только при условии, что у него есть официальная доверенность на осуществление подобной деятельности.

Пример идеального плана участка с указанием всех его особенностей Источник housevrn.ru

План земельного участка в открытой степи без сопутствующих объектов Источник zemvopros.ru

Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
    1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
    2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
    3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
    4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
    5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
  2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
    1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
    2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
    2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
    Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
  3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
  4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
    1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
    2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
  5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно

Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок увеличения площади земельного участка

Увеличение границ земельного участка возможно несколькими способами, каждый из которых подходит для определённой ситуации. Ниже рассмотрим каждый случай более подробно.

При уточнении границ

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади является юридической процедурой по изменению границ надела путем присоединения нового пространства. На практике эти работы выполняются кадастровым инженером и называются «Оформление прирезок» на основании ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014.

Основания для проведения процедуры:

  • желание собственника;
  • наличие прилегающих к наделу свободных земель;
  • отсутствие межевания.

Уточнение границ осуществляется посредством проведения межевания, которое увеличит площадь участка за счет заброшенных земель на 10% от площади основного надела.

При межевании

Увеличение границ надела с помощью межевания предполагает изменение площади через перенос границ участка на свободную территорию.

Важно соблюсти 2 условия:

  • земля, которая присоединяется должна быть свободна;
  • присоединяемый участок должен совпадать по виду разрешенного пользования и категории использования земли с основным.

При межевании должен быть составлен акт, в котором отражается согласие всех заинтересованных лиц. Порядок согласования должен быть соблюден; в противном случае такое увеличение можно признать незаконным(ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Для справки! З/у фактически остается прежним: кадастровый номер не меняется; но в сведения госреестра о земельном участке производится внесение изменений относительно уточненного земельного участка.

Путем перераспределения

Увеличение площади участка должно быть оформлено соглашением о перераспределении, которое заключается между собственником основного участка и органом местного самоуправления, который наделен правом по распоряжению муниципальной землей.

Алгоритм действий:

  1. Собственник соседнего участка уточняет, кто является владельцем надела, который планируется присоединить. Это может быть федеральная, муниципальная или областная земли; с частной собственностью такая процедура невозможна.
  2. Гражданин подает заявление в уполномоченный орган.
  3. К заявлению прикладываются следующие документы:
  • подтверждающие право собственности на з/у;
  • схема расположения земли и т. д.
  1. В течение месяца орган принимает решение о заключении соглашения или об отказе в подписании документа с обоснованием причин отказа.
  2. Если принято положительное решение, то собственник за свой счет проводит межевание земель при уточнении границ и ставит участок на кадастровый учет. Только после этого соглашение подписывается. Именно соглашение является документов для регистрации прав собственности на з/у.

На 10 процентов и более

Увеличение границ земельного участка в ходе проведения дачной амнистии допускается не более, чем на 10%, если ранее указанные границы не определялись в порядке, предусмотренном законодательным актом Российский Федерации.

Уполномоченный орган вправе отказать в госрегистрации в связи с уточнением границ з/у по следующим причинам:

  • площадь вновь образуемого участка стала больше величины, указанной в правоустанавливающих документах на минимально утверждённый размер, указанный в нормативном акте органа местного самоуправления;
  • при уточнении границ нарушен порядок согласования границ.

Если земельный участок сдан в аренду…

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел земельного участка в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Способы увеличения

Законное увеличение площади участка возможно одним из следующих способов:

  • выкуп;
  • перераспределение;
  • уточнение границ.

При любом из способов необходимо согласовать прирезку с муниципальными органами власти.

Для выкупа нужно подать заявление в земельный комитет при администрации. После получения согласия на выкуп гражданин должен заплатить выкупную стоимость в доход государства. Цена участка определяется исходя из кадастровой оценки надела.

Для завершения оформления необходимо провести межевание и зарегистрировать присоединенную территорию в Росреестре.

Перераспределение

Расширение участка при перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, происходит при выполнении следующих условий:

  • надел, который планируется увеличить, принадлежит гражданину на праве собственности;
  • целевое использование – СНТ, ИЖС, ЛПХ или ДНТ;
  • сделка является возмездной, то есть гражданин обязан заплатить за присоединяемый участок.

Стоимость присоединяемой территории определяется в процентном соотношении от кадастровой оценки объекта. Размер процента устанавливается распоряжением органа власти, в подведомственности которого находится земельный надел.

Максимальный размер прирезаемой площади не может быть более 10% от площади земли, к которой она присоединяется.

Чтобы расширить надел путем перераспределения муниципальных земель необходимо подать заявление в администрацию. В заявлении указывается следующая информация:

  • личные данные заявителя;
  • кадастровый номер земли;
  • реквизиты проекта межевания;
  • адрес, телефон или e-mail заявителя.

Если заявителем является юридическое лицо, то в заявке указываются:

  • наименование;
  • ОГРН;
  • ИНН.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • правоустанавливающие и правоподтверждающие бумаги на надел;
  • схема расположения земельного участка;
  • подтверждение полномочий представителя, если заявление подается иным лицом по доверенности.

В течение 30 дней с момента поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о перераспределении земель или об отказе в перераспределении. Перечень оснований для отказа в перераспределении муниципальных земель закреплен в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Если администрация выносит положительное решение по прирезке надела, то гражданин должен за свой счет отмежевать участок и поставить его на государственный кадастровый учет.

Уточнение границ

До вступления в силу Земельного кодекса участки передавались гражданам без проведения межевания. Такие территории числятся на кадастровом учете, но их границы четко не установлены. Процедура уточнения границ потребуется собственнику в следующих случаях:

  • передача прав владения иному лицу по результатам возмездной сделки, то есть при купле-продаже земли;
  • если хозяин решил завещать или подарить свой надел;
  • при возведении дома на участке;
  • если между собственником и владельцем смежного надела возник спор по границам земель.

Также уточнение может потребоваться ввиду того, что ранее при проведении межевых работ использовалось оборудование, не соответствующее современным требованиям. На сегодняшний день применяются приборы, которые позволяют точнее установить пределы участка на местности.

Увеличение площади при уточнении границ возможно только в случае, если такое приращение не будет ущемлять права собственников других территорий.

Уточнение границ должно проводиться с учетом особенностей, установленных в ст. 42.8 ЗК РФ. Так в п. 3 указанной статьи сказано, что в результате уточнения площадь не может быть изменена более чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения, от сведений об участке, содержащихся в ЕГРН.

Для проведения кадастровых измерений следует обратиться в частную или государственную компанию, специализирующуюся на проведении земельных работ. Инженер выезжает на участок для проведения измерения. От владельца участка потребуются правоустанавливающие документы на землю, а также выписка от кадастровой палаты по форме В-1.

После проведенных работ полученные границы должны быть согласованы с владельцами смежных участок. Когда все подготовительные работы завершены, кадастровый инженер готовит межевой план, который будет являться основанием для внесения новых данных о наделе в Росреестре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector