Особая экономическая зона (оэз)

О страховых взносах для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ

Помимо преимущества в части уплаты налогов, для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ установлены пониженные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в части выплат, производимых физическим лицам, работающим на территории указанной зоны или промышленно-производственной ОЭЗ. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (в том числе интересующих нас) в переходный период установлены ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

       Период      
 Тарифы страховых взносов, % 
    Справочно: общая  нагрузка по страховым       взносам, %
  ПФР  
  ФСС  
 ФФОМС
 ТФОМС
 2011 г.           
   8,0 
  2,0  
  2,0 
  2,0 
          14,0
 2012 - 2017 гг.   
   8,0 
  2,0  
  4,0 
  0,0 
          14,0
 2018 г.           
  13,0 
  2,9  
  5,1 
  0,0 
          21,0
 2019 г.           
  20,0 
  2,9  
  5,1 
  0,0 
          10,0

В части страховых взносов в ПФР будут действовать следующие пониженные тарифы, установленные ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

      Период    
            Тарифы страховых взносов в ПФР, %
 Общий 
Для лиц 1966 годарождения и старше
  Для лиц 1967 года рождения и             моложе
 Страховая часть  трудовой пенсии 
Страховая частьтрудовой пенсии
 Накопительная часть трудовой     пенсии
 2011 - 2017 гг.
   8,0 
        8,0      
       2,0     
      6,0
 2018 г.        
  13,0 
       13,0      
       7,0     
      6,0
 2019 г.        
  20,0 
       20,0      
      14,0     
      6,0

Кто такой резидент ОЭЗ?

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами специальное соглашение. С 01.01.2012 заключается соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. До указанной даты заключалось соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Пунктом 1 ст. 10 Закона об ОЭЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) предусмотрено, что резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе вести на территории этой зоны только промышленно-производственную деятельность (производство, переработку и реализацию товаров (продукции)) в пределах, установленных соглашением. С 01.01.2012 резидент обозначенной зоны вправе заниматься также деятельностью по логистике (оказанием услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров). Кроме того, по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ в промышленно-производственной ОЭЗ допускается осуществление технико-внедренческой деятельности.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ на основании п. 2 ст. 9 Закона об ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении (до 01.01.2012 — о ведении) технико-внедренческой деятельности. Резидентом этой зоны также может стать индивидуальный предприниматель. Под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. Ранее данная деятельность была более узкой и включала в себя создание, производство и реализацию научно-технической продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) признается резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Данная запись вносится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <3> (далее — уполномоченный орган) в течение трех дней с момента подписания соответствующего соглашения. После этого резиденту ОЭЗ выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве такового. Кроме того, уполномоченный орган передает сведения о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации (ранее на это отводился один день). В этот же срок сообщение должно быть отправлено в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов (если для резидента ОЭЗ применяются пониженные тарифы страховых взносов) (добавлено).

<3> После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами его функции Указом Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 были переданы Минэкономразвития.

К сведению. Пунктом 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ установлено, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Однако нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществлять какую-либо деятельность за пределами территории ОЭЗ, за исключением запрета на ведение деятельности через филиалы и представительства за пределами такой зоны, в указанном Законе отсутствуют. Поэтому организация — резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории ОЭЗ (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09). С этой целью она может создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» – обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий  Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Размещение с комфортом

На территории ОЭЗ можно арендовать готовое помещение или построить собственный завод с нуля. В «Алабушево», например, доступны площади как по типу brownfield (с уже имеющимися постройками), так и greenfield (свободные от строений земельные участки). А в Печатниках есть только brownfield-площади.

Независимо от того, какую площадку выберет новый резидент, его обеспечат всеми необходимыми коммуникациями для запуска производства.

Учитывается на площадках ОЭЗ и специфика работы компаний. Например, для развития производств микроэлектроники и фармацевтики инвесторы могут арендовать специальные помещения. В воздухе так называемых чистых комнат поддерживается заданный размер и количество частиц пыли, микроорганизмов, аэрозольных элементов и химических паров на кубический метр. В таких помещениях можно контролировать влажность, давление и температуру.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы «жизнедеятельности» ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Об объективной связи доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ

Основной причиной налоговых споров между ИФНС и резидентами ОЭЗ является вопрос о соблюдении условия для применения пониженной ставки налога. По мнению налоговиков, ряд доходов (расходов) не относится к производственной деятельности, что служит основанием для доначисления налога на прибыль по общеустановленной ставке.

Для наглядности в качестве примера приведем налоговый спор, который рассматривался Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016.

Организация являлась участником соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, созданной на территории Ставропольского района Самарской области. С целью исполнения указанного соглашения организацией были заключены международные контракты, для произведения платежей по которым была приобретена валюта (евро).

В связи с приобретением иностранной валюты был получен внереализационный доход в виде курсовых разниц.

В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно применило ставку 0 % в части налога на прибыль в отношении названного дохода от курсовых разниц, так как в рассматриваемой ситуации не соблюдаются условия применения пониженной ставки налога, указанные в Законе Самарской области № 187-ГД и ст. 2, 3, 9, 10 Федерального закона № 116-ФЗ, поскольку полученные доходы не относятся к производственной деятельности. Это послужило основанием для доначисления налога на прибыль по ставке 20 %.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган в том, что под деятельностью, осуществляемой на территории ОЭЗ, понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, а также технико-внедренческая деятельность, в силу чего доход от курсовых разниц облагается по общеустановленной налоговой ставке.

Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к противоположному выводу и, применив во взаимосвязи положения п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ, указала следующее.

Сформированный судами первых трех инстанций подход при рассмотрении указанного дела приводит к невозможности применения пониженной налоговой ставки резидентами промышленно-производственной ОЭЗ на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений НК РФ, Федерального закона № 116-ФЗ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.

Судами установлено, что иностранная валюта приобретена обществом в размере, соответствующем общей величине авансовых платежей, необходимость произведения которых предусмотрена контрактами, заключенными с иностранными поставщиками оборудования, необходимого для исполнения соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ. Фактическое использование иностранной валюты на указанные цели налоговым органом не оспаривалось.

С учетом связи внереализационных доходов в виде курсовых разниц с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности в качестве резидента особой экономической зоны Судебная коллегия пришла к выводу, что в отношении налоговой базы по названным доходам организацией могла быть применена пониженная ставка по налогу на прибыль.

Понятие

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.

Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.

Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин

ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.

Кого возьмут в резиденты

Столичная особая экономическая зона относится к технико-внедренческому типу. Это значит, что ее резидентом может стать компания, которая производит и реализует научно-техническую продукцию.

Но не каждый высокотехнологичный производитель получит этот статус. Во-первых, у компании-претендента не должно быть филиалов и подразделений, не зарегистрированных в пределах столичной ОЭЗ. Во-вторых, среднемесячная заработная плата на предприятии должна быть не ниже суммы, установленной Правительством Москвы. Так, в 2020 году зарплата должна была начинаться от 68 176 рублей (эта сумма ежегодно индексируется). Такая цифра соответствует среднемесячному размеру заработной платы, установленному Правительством Москвы для специалистов, которые работают на территории особой экономической зоны.

В-третьих, компания должна отвечать нескольким экономическим требованиям по объемам инвестиций и выручки. Например, если предприятие планирует размещать производство в уже готовых помещениях, суммарный объем инвестиций на один квадратный метр за пять лет должен составлять не менее 50 тысяч рублей, а выручка на один квадратный метр за год — не менее 200 тысяч рублей. Если компания в течение пяти лет построит собственный завод, необходимо инвестировать от 250 миллионов рублей на гектар, а объем выручки должен превышать 300 миллионов рублей на гектар.

Налоговые и таможенные льготы

Территория любой ОЭЗ является свободной таможенной зоной. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории будут производиться с разрешения таможенных органов. Для этого резиденту ОЭЗ до начала каждого календарного года надо будет представить в таможню сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Один раз в квартал резидент может вносить изменения в перечень ранее представленных сведений.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2006 г.

Во-первых, товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, будут освобождаться от налогообложения НДС и акцизами.

Во-вторых, для организаций и индивидуальных предпринимателей — резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена пониженная ставка единого социального налога (14%).

В-третьих, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ получили право применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств, используя повышающий коэффициент, но не более 2.

В-четвертых, организации, зарегистрированные и работающие на территориях ОЭЗ, получают право учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Напомним, что для всех остальных налогоплательщиков срок списания таких расходов составляет от двух до трех лет (в зависимости от полученного результата).

В-пятых, в отношении резидентов промышленно-производственных ОЭЗ сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Так, в 2006 г. все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ такого ограничения нет.

В-шестых, организации — резиденты ОЭЗ не будут платить налог на имущество в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества.

В-седьмых, организации — резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В.Мешалкин

АКДИ «Экономика и жизнь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector