Принципы госконтроля

Закон об обязательных требованиях

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины». Он содержит систему принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования, определяет порядок их установления и оценки применения. В частности, документ включает нормы о (об):

  • действии обязательных требований (по общему правилу, положения НПА, устанавливающие обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через 90 дней после официального опубликования соответствующего акта);
  • принципах установления и оценки применения обязательных требований (в их числе – принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований);
  • условиях установления обязательных требований (должны быть определены: содержание обязательных требований; лица, обязанные их соблюдать; осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются требования; лица и используемые объекты, к которым они предъявляются; результаты осуществления деятельности, совершения действий; формы оценки соблюдения обязательных требований; федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований);
  • оценке проектов НПА, устанавливающих обязательные требования (в целях оценки регулирующего воздействия проводятся правовая экспертиза проекта и государственная регистрация НПА, устанавливающих обязательные требования);
  • оценке применения обязательных требований (оценка фактического воздействия НПА, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности вводимых обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей);
  • экспериментальном правовом режиме (применение в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, либо отказ от такого применения или от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности);
  • официальных разъяснениях обязательных требований (они выпускаются федеральными органами исполнительной власти в отношении принятых НПА в целях пояснения их содержания, включая добровольные к применению контролируемыми лицами руководства по соблюдению обязательных требований).

Кроме того, для обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц планируется сформировать отдельный реестр обязательных требований. В нем будет содержаться перечень обязательных требований, информация об установивших их НПА, сроке их действия. Его создание предусмотрено с 1 марта 2021 года. Порядок формирования, ведения и актуализации такого реестра установит Правительство РФ.

Закон вступит в силу с 1 ноября текущего года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Что касается признания утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмены старых НПА, содержащих обязательные требования, и введения в действие новых норм с актуализированными требованиями при учете риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития, то эта работа должна быть завершена до начала 2021 года. Но в любом случае не отмененные до 1 января следующего года акты не будут проверяться в ходе контрольных мероприятий и использоваться для привлечения предпринимателей к ответственности.

Предложения и замечания по новой системе принципов

Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента

В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля

В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.

К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.

Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.

Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.

Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.

Другие новости 1С:ИТС

  • Продлят ли ЕНВД до 2024 года? Подробнее…

  • ФНС России объединит расчёт 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ. Подробнее…

  • Может ли работник, перешедший на электронную трудовую книжку, вернуться к бумажной трудовой книжке у нового работодателя? Подробнее…

  • В каком случае не нужно представлять уточнённую декларацию по налогу на прибыль? Подробнее…

  • Минтруд изменил позицию по срокам выдачи бумажной трудовой книжки при выборе электронной. Подробнее…

  • За ошибки кадровика ответит директор? Подробнее…

  • Действительны ли результаты проверки, если на одном из документов ИФНС недействительная подпись? Подробнее…

  • Каким документом регистрируется изменение графика работы сотрудника в «1С:ЗУП 8» (ред. 3)? Подробнее…

  • Работодателям компенсируют зарплаты сотрудников, принятых на временную работу. Подробнее…

  • Уточнили особенности проведения корпоративных процедур в 2020 году. Подробнее…

  • Сравнение систем налогообложения. Подробнее…

  • Уточнены правила прохождения санитарного контроля лицами, прибывшими из-за границы. Подробнее…

  • Нужно ли в согласии на обработку персональных данных указывать, кто и кому будет их передавать? Подробнее…

  • Может ли исполнитель удерживать аванс, если исполнение договора невозможно? Подробнее…

  • Работник хочет получить путевые листы? Необходимо выдать. Подробнее…

  • Как заполнить 6-НДФЛ при перерасчёте налога работнику в связи с утратой статуса налогового резидента РФ? Подробнее…

  • Нужно ли подавать заявление о снятии с учёта в связи с отменой ЕНВД 01.01.2021? Подробнее…

  • Утверждены правила расчёта квартальных авансовых платежей по плате за НВОС. Подробнее…

  • Какими проводками казённому учреждению отразить взнос в уставный фонд унитарного предприятия? Подробнее…

  • Какими документами оформить модернизацию основных средств? Подробнее…

  • ИП, зарегистрированные после 1 марта 2020 года, право на зарплатную субсидию не имеют. Подробнее…

  • Как в целях налога на прибыль, НДФЛ и взносов учитывать расходы на обучение детей сотрудников? Подробнее…

  • Нужна ли досудебная жалоба для взыскания процентов за незаконный арест счёта?  Подробнее…

  • Даже временное исполнение иностранцем работы, которая не указана в разрешении, грозит работодателю штрафом. Подробнее…

  • Когда в кассовом чеке необходимо указывать наименование и ИНН покупателя? Подробнее…

  • Можно ли при ЕСХН учесть расходы по тестированию работников на коронавирусную инфекцию? Подробнее…

  • Минфин России напомнил об отсрочке по оплате аренды для арендаторов федерального имущества. Подробнее…

  • Можно ли поправить ОКВЭД, чтобы получить зарплатную субсидию? Подробнее…

  • Как начислить доплаты за совмещение профессий, за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника в программах 1С? Подробнее…

  • Какими проводками списать объект незавершённого строительства? Подробнее…

  • По какому коду КОСГУ оплатить доставку при покупке основного средства? Подробнее…

  • Отмена ЕНВД с 2021 года. Подробнее…

Сопровождаем 1С: настройка, обновления, консультации

Поддержка по телефону или через интернет

Специалисты с высокой квалификацией

Опыт консультирования с 1992 года

10 000 клиентов на поддержке

Опыт консультирования с 1992 года

10 000 клиентов на поддержке

Заключить договор

Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Продлят ли ЕНВД до 2024 года? ФНС России объединит расчёт 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ.
Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Продлят ли ЕНВД до 2024 года? ФНС России объединит расчёт 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector