Сервитут
Содержание:
Как установить сервитут?
Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.
Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.
Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.
Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).
В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.
Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.
Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.
Что может быть основанием возникновения сервитута
Сервитут может устанавливаться на основании закона, который обеспечивает права и свободы граждан. ГК РФ является платформой для осуществления таких прав, а статья 274 – основанием для установления сервитута.
Но для процедуры установления заинтересованным лицом сервитута, необходимы обоснованные причины, которые позволяют гражданину заняться оформлением документов.
Основания для возникновения таких причин подробно прописаны в ЗК РФ, их регламентирует статья 23, которая предоставляет гражданину:
- право на осуществление прохода, а также проезда через находящийся во владении другого собственника участок;
- право на проведение через земельный надел другого собственника инженерных коммуникаций, линии связи, линий электропередач;
- право предусмотренного законодательством пользования общественным водным источником, проход к которому возможен лишь через территорию землевладельца;
- право на осуществление доступа к береговой линии;
- право на проведение работ связанных с необходимостью мелиорации участка;
- право на осуществление забора из водяных источников воды, если этот процесс проведения работ невозможен без затрагивания интересов владельца соседней территории;
- право предусматривающее водопой скота и возможность прогона животных через чужой участок;
- право на осуществление сенокоса, проведения выпаса животных в установленные согласно местным условиям термины;
- право предусматривающее использование территории для осуществления рыбоводства, проведения рыбалки, а также для охотничьих мероприятий;
- право на проведение временных научно-исследовательских работ, действий связанных с поиском полезных ископаемых.
Градостроительный кодекс РФ, статья 64 предполагает установление сервитутов, которые затрагивают объекты недвижимости, и устанавливает дополнительные основания для ограниченного пользования чужой территорией, а также принадлежащим гражданам имуществом.
Такие основания распространяются в основном на сферу проведения ремонтно-строительных работ и реконструкции, где учитываются особенности выполнения поставленных перед заинтересованными лицами заданий, которые затрагивают интересы собственников обремененных строительством сооружений.
На каких основаниях прекращается действие сервитута
Главным образом обременение снимается тогда, когда завершился срок действия договора. Или когда работы, требующие использования участка, окончены. При завершении срока действия одна из сторон должна послать второй стороне уведомление. Если вторая сторона не препятствует этому, никаких дополнительных действий не требуется.
В случае досрочного завершения работ ситуация обстоит иначе. Если срок действия договора не закончился, то его положения в гражданском законодательстве считаются приоритетными. Незавершённый по сроку договор может расторгаться только по взаимному соглашению или по решению суда. Поэтому пользователь должен обратиться с официальным уведомлением о завершении работ и предложением о прекращении сервитута. Далее:
- Если собственник согласен, составляется соглашение о прекращении договора, которое удостоверяется подписями сторон.
- Если собственник отказывается, пользователь может сохранить обременение до окончания срока действия договора или расторгнуть договор в одностороннем порядке через суд.
Ещё одна причина, по которой допускается одностороннее расторжение договора — это нарушение установленных в нём положений, в первую очередь тех, что касаются ответственности пользователя. В их числе могут быть следующие нарушения:
- нарушение сроков оплаты или её полное отсутствие;
- нарушение границ, установленных для выделенной в пользование доли;
- нецелевое использование земли;
- нарушение правил землепользования: порча верхнего плодородного слоя почвы, пожар или заводнение участка;
- загрязнение окружающей среды;
- нарушение противопожарной безопасности.
Советую обратить внимание на то, что перечисленные и иные нарушения положений договора, если они привели к порче почвы или имущества, нужно компенсировать дополнительным иском о возмещении вреда. Деньги за его подачу не требуются, а получить компенсацию с недобросовестного лица можно
Ведь каждый собственник участка радеет за своё земельное имущество и обязан защищать его от посягательств недобросовестных граждан.
Сервитут может иметь форму публичного или частного обременения. В частном порядке он устанавливается по согласию сторон — договором и допускает оплату. Без согласия собственника — через суд. Вопрос публичного сервитута решается на общественных слушаниях. По завершении срока договор утрачивает силу. При переходе прав на землю сервитут переходит новому собственнику.
Что такое сервитут на земельный участок?
Статьи 271-274 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливают значение сервитута на земельный участок как особой формы обременения надела, которая обеспечит функционирование соседним земельным участкам за счёт эксплуатации в определенных нуждах некоторой территории более привилегированного по его расположению участка.
Так, если, например, проход к соседнему участку возможен только через территорию обременяемого участка, то на последний будет наложен сервитут, целью которого станет обеспечение беспрепятственного доступа к менее удачно расположенному наделу.
Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва.
- Санкт-Петербург.
В действующем законодательстве выделяют разные формы сервитутов в зависимости от основания их возникновения:
- Срочные и постоянные (в зависимости от срока действия такого обременения);
- Частные и публичные (такое деление зависит от того, кто выступает участниками соглашения — только частные лица или одной из сторон будет являться государство).
Однако, независимо от того, какой характер носит установленный сервитут, за его использование будет установлена плата, размер которой устанавливается по результатам проведенной оценки.
Виды сервитутов, их назначение и характеристика
Сервитут может быть срочным и постоянным, на основании пункта 4 статьи 23 Земельного Кодекса РФ.
Как правило, если сервитут срочный, то он устанавливается на определенный срок.
Постоянный же сервитут, устанавливается без указания срока.
При чем правило о сроках применимо и к публичным сервитутам, о которых речь пойдет немного позже.
Сервитут, это не бесплатно и ее размер различается в зависимости от вида сервитута.
Собственник земельного участка в отношении, которого установлен сервитут, имеет полное право требовать соразмерной платы за пользование земельным участком от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Размер платы, как правило, определяется соглашением между сторонами, в случае, когда стороны смогли договориться, в соглашении четко прописывается, размер платы, а так же порядок ее внесения. Если стороны не смогли прийти к соглашению, то, как говорилось выше, инициируется судебное разбирательство и здесь уже при положительном решении суда, размер платы и ее регулярность будет установлена решением суда. Плату получает собственник земельного участка в отношении, которого установлен сервитут.
Как говорилось выше, публичный сервитут устанавливается в отношении органов государственной власти и при установлении публичного сервитута, собственник обремененного участка имеет полное право требовать соразмерную плату от органа государственной власти, либо органа местного самоуправления, в пользу который был установлен сервитут. При чем, на мой взгляд, здесь государство хитрит, ведь законодательно установлено, что взимание платы за установление публичного сервитута возможно лишь когда, его установление существенно затрудняет использование земельного участка. Так же при публичном сервитуте размер платы может быть установлен в нормативном правовом акте, на основании которого он установлен (пункт 7 статьи 23 Земельного Кодекса РФ).
Если собственник земельного участка не согласен с размером оплаты за сервитут, то такой спор может быть решен в судебном порядке, а при необходимости будет проведена соответствующая экспертиза.
Что же такое публичный сервитут?
Отличительной особенностью публичного сервитута, от других видов, является то, что он устанавливается на основании законодательства, или прочих нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, либо органов местного самоуправления
Так же важно, что публичный сервитут устанавливается исключительно для обеспечения интересов государства, либо органов местного самоуправления или местного населения. При установлении публичного сервитута решаются определенные задачи, связанные с обеспечением общественных или государственных нужд, без постоянного занятия земельного участка
Важно то, что публичный сервитут устанавливается только с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2, статьи 23 Земельного Кодекса РФ).
Публичный сервитут может быть установлен для следующих целей:
- Прогона через участок сельскохозяйственных животных;
- Прохода или проезда через земельный участок;
- Забора водных ресурсов из водных объектов, для водопоя;
- Проведения дренажных работ;
- Размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, нивелирных пунктов и подъезда к ним.
Так же публичный сервитут может быть установлен для ремонта инженерных, коммунальных, электрических и прочих линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, с целью проведения исследовательских, изыскательных и прочих работ, для охоты, рыболовства, Аква культуры. Так же сервитут может быть установлен для проведения сенокоса, выпаса животных, при чем в такой ситуации сервитут устанавливается на сроки, в которые обычно производится выпас скота и проведения процедуры сенокошения.
Публичный сервитут обязательно подлежит государственной регистрации.
Если у Вас остались вопросы, то Вы можете задать их нашим юристам, мы не только проконсультируем Вас, но и окажем квалифицированную юридическую помощь.
Об авторе:
Москвитин Александр. Практикующий адвокат Центра Правовой Помощи ‘Лидер’. Основная специализация это гражданские споры, преимущественно земельное право, споры в сфере недвижимости. Автор более 100 статей на портале. Общий юридический стаж более 15 лет. Готов выиграть даже самые сложные дела. В 2001 году стал выпускником Финуниверситет – Финансовый университет при Правительстве РФ.
Понятие и виды сервитутов.
26.12.2018 11:32
Геленджикский отдел
Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п.4 ст.44 Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута. В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.
Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
Алгоритм заключения сделки
Конкретные действия зависят от типа сервитута, частные более простые, публичные требуют больше времени.
Заключение частного сервитута
При первой встрече сторон инициатор рассказывает владельцу земли о причинах сервитута. Они пытаются совместно решить проблемы иными путями, при невозможности заключения устной сделки принимается решение об оформлении сервитута. Предложения оформляются в письменном виде.
Если стороны сумели достичь согласия по всем вопросам, то заключается договор установленного образца, прописываются права и обязанности каждого. Договор регистрируется в государственных органах по заявлению владельца земельного участка, сторон соглашения или на основании решения суда по требованию пристава-исполнителя. Физические лица уплачивают пошлину в размере 1500 руб., физические в размере 6000 руб.
Публичный сервитут
Устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного управления или группы лиц. До начала заключения договора проводятся слушания по данному вопросу и простым большинством принимается решение. Собственник может требовать возмещения ущерба за понесенные убытки или недополученную выгоду у государственных органов.
Прекращение действия сервитута
Существует несколько ситуаций, при которых действие документа можно прекратить до окончания ранее подписанного срока. В каждом случае надо принимать взвешенные решения и учитывать, что такие действие чаще всего оспариваются в судебном порядке. Для удовлетворительного решения следует во время заседания суда представлять убедительные факты.
1. Субъект договора не соблюдает ранее установленные ограничения по целевому использованию земель. Начинает строительные работы, использует их для сельхозпроизводства и т. д.
2. Объект, который был причиной сервитута, перестал существовать. Здание снесено, дороги списаны с баланса, водные объекты пересохли.
3. Объект по тем или иным причинам переведен в пользование государства или муниципалитетов. Должно быть специальное решение с обоснованием таких действий, если они не имеют ограниченного доступа по причинам госбезопасности.
4. Инициатор сервитута смог купить данный участок земли. Оформление и регистрация должны делаться только с соблюдением существующего законодательства.
5. Уполномоченные органы в установленном порядке отменили ранее принятое решение.
6. Владелец земли или субъект сервитута умерли или срок действия документа исчерпан.
Практические советы
Для минимизации рисков появления неприятных ситуаций во время заключения договора следует иметь в виду следующие нюансы.
1. Если обременяемый земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, то давать соглашение и подписывать договор должно каждое.
2. Если ограничение касаются значительной части земли, то регистрация договора делается одновременно с регистрацией в государственном кадастровом учете на основании представленного межевого плана на новообразованный участок. Исключение – период действия сервитута не превышает трех лет.
3. Требования сервитута удастся отклонить, если существуют сомнения в его разумности и целесообразности.
4. Сервитут должен быть минимально обременительным для владельца земельного участка. В противном случае решение суда обяжет пересмотреть условия или полностью отменит заключенный договор.
5. При решении спорных вопросов рекомендуется на добровольной основе привлекать владельцев соседних земельных участков. Часто удается по согласию решать проблемы с тремя участниками, при этом каждый получает свою выгоду.
Чем точнее соблюдаются существующие нормативные требования, тем меньше времени и усилий приходится терять для устранения серьезных проблем в дальнейшем.
Дополнительная информация по теме:
Методика оценки сервитута
Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.
В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:
- Размер реального ущерба;
- Размер упущенной выгоды;
- Размер убытков.
На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:
- Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
- Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
- Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.
Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.
На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».
Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:
Наименование подхода | Сравнительный | Затратный | Доходный |
Общая идея | Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута. | Стоимость сервитута определяется на основе:
· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора. · Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута. |
Стоимость сервитута определяется на основе:
· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок. · Платы за ограничение использования собственником земельного участка. |
Реализуемость на практике | В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено. | Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами. |
Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода
Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам