Ответ на запрос разъяснений по 44 фз

Содержание:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2017 г. N Д28и-1805 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

23 июня 2017

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Частью 15 статьи 28 Закона N 44-ФЗ установлено, что протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации и аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем три года.

В соответствии с частью 13 статьи 90 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протокол закрытого аукциона, заявки на участие в закрытом аукционе, документация о закрытом аукционе, изменения, внесенные в документацию о закрытом аукционе, и разъяснения документации о закрытом аукционе хранятся заказчиком в течение трех лет.

Таким образом, согласно положениям Закона N 44-ФЗ установлен минимальный срок хранения указанных документов — 3 года.

При этом заказчик своим регламентом вправе расширить перечень документов и увеличить сроки их хранения.

В отношении хранения документов, связанных с закупочной деятельностью уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных заказчиков следует отметить, что данное учреждение также вправе установить свой перечень документов и сроки их хранения, в соответствие с полномочиями, которые возложены на данное учреждение. При этом сроки хранения документов, связанных с закупками, не могут быть менее установленных Законом N 44-ФЗ сроков.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Семь советов по работе с запросами на разъяснение

Совет №1 — Внимательно изучите всю документацию о проводимой закупке

Сроки на подачу запросов на разъяснение положений документации строго регламентированы, поэтому нужно изучить всю документацию и выписать по максимуму все спорные вопросы, которые требуют разъяснений. В противном случае времени на подачу нового запроса у вас может не оказаться.

Совет №2 — Точно сформулируйте свои вопросы

Если вы хотите получить от Заказчика точные и развернутые ответы на свои вопросы, то задавайте открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ “Да” или “Нет”. Если у Заказчика имеются нарушения в документации, то указывайте какой пункт документации не соответствует требованиям законодательства.

Совет №3 — Используйте форму запроса, предложенную Заказчиком

Сразу скажу, что единой регламентированной формы запроса на разъяснения положений документации не существует. Если в документации Заказчик привел свою форму запроса, то лучше воспользоваться такой формой. Если же такой формы в документации нет, то запрос можно подготовить в свободной форме на фирменном бланке участника закупки.

Ниже я привел один из вариантов формы такого запроса:

Запрос на разъяснения конкурсной документации —

Ответ Заказчика на запрос разъяснений может выглядеть следующим образом:

Также у участников закупок часто возникает следующий вопрос: “Можно ли направить Заказчику запрос на разъяснение в виде скана документа с печатью и подписью на электронную почту?”

Здесь все зависит от конкретно взятого Заказчика. Многие Заказчики без проблем принимают сканы запросов по электронной почте. Другие же наоборот требуют, чтобы запросы в электронной форме были подписаны электронной подписью участника, ссылаясь на письмо Минэкономразвития от 06.05.2014г. № 10073-ЕЕ/Д28и. Хотя в этом письме речь идет не о запросах, а о жалобах в ФАС в электронном виде.

Совет №4 — Помните о том, что количество запросов о даче разъяснений положений аукционной документации строго ограничено

Участник закупки вправе направить не более чем 3-и запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в отношении одного аукциона. Если вы будете отправлять Заказчику каждый раз по одному вопросу, то на практике может сложиться такая ситуация, что лимит запросов исчерпан, а вопросы еще остались.

Совет №5 — Помните о сроках

Подача запросов на разъяснение положений документации возможна в строго установленные сроки. Если ваш вопрос поступит Заказчику позже установленного срока, то отвечать на него Заказчик не обязан.

Совет №6 — Если подача официального запроса 44-ФЗ не предусмотрена, а в документации содержатся нарушения, направляйте жалобу в ФАС

Как мы уже говорили с вами выше в этой статье, подача запросов на разъяснение положений документации при проведении запроса котировок и запроса предложений 44-ФЗ не предусмотрена. Поэтому если в информации о проведении данных закупок содержатся нарушения или Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию, то необходимо направлять жалобу в ФАС.

Совет №7 — Активно пользуйтесь запросами на разъяснение

Это не означает, что нужно забрасывать Заказчика вопросами по любому поводу или без повода. Но если документация содержит непонятные для вас моменты, то обязательно направляйте свои вопросы Заказчику.

План написания письма-запроса

Просим Вас сообщить о…Просим погасить долг…Прошу предоставить информацию о…Будем Вам признательны, если…

Заключение: при обращении впервые лучше указать на источники, из которых вы черпали информацию (как о компании, так и о товаре).

Просим ответить как можно скорее…Настоятельно просим ответить в течение двух дней…

Письмо-запрос обычно печатается на фирменном бланке, ту же форму используют при отправлении электронного письма.

Реакцией на письмо-запрос является обязательное письмо-ответ, составленное по существу вопроса/ов, написанное в установленные сроки. Иногда письма, содержащие ответ, могут регулироваться нормативно-правовыми документами.

Вашему вниманию предлагается план, которому принято следовать при составлении данного документа.

  1. Необходимо указать данные адресата и адресанта;
  2. Дата, место и исходящий номер;
  3. Заголовок, из которого будет предельно ясна вся суть вопроса;
  4. Вежливое обращение к адресату;
  5. Основная информация (это может быть просьба или какое-либо деловое предложение);
  6. Предложение сотрудничества и хорошо, если вы распишете, какую выгоду получит адресат;
  7. Благодарность за предстоящий ответ;
  8. Необходимо подписаться, а также указать должность, имя, фамилию, отчество.

Этот случай более опасный в плане отклонения заявки, ведь как правило путанную Инструкцию составляют именно нечестные заказчики.

Здесь участник может не получить конкретного ответа и на несколько повторных запросов. В таком случае автор советует участникам после первого же неконкретного ответа на запрос разъяснений обращаться в ФАС.

— Заказчик требует в тендерной документации соответствия товара его графическому изображению, а сам, при этом, его не приводит. Здесь налицо нарушение закона 44-ФЗ.

Заказчику следует указать на это в запросе разъяснений.

Скорее всего заказчик представит в ответе на запрос разъяснений изображение требуемого товара, поскольку при обжаловании документации в ФАСе шансов на признание жалобы необоснованной у него не будет.

Ответственность за отсутствие ответа на запрос разъяснений аукционной документации 44-ФЗ

За нарушение срока публикации ответа более чем на два рабочих дня заказчику может грозить штраф в размере:

  • для юридических лиц — 100 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — 30 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если заказчик отказывается вносить какие-то корректировки в документацию, это может послужить для участников поводом для обращения в антимонопольную службу. Тогда уже контролирующий орган будет решать, вносить изменения в документацию или нет. А если при разбирательстве выяснится, что заказчик допустил какие-то серьезные нарушения закона, это и вовсе может стать основанием признать конкурс или аукцион недействительным по жалобе участника. Напомним, что само разъяснение положений документации не должно менять ее сути.

Как ответить на запрос, который поступил на иностранном языке?

Ответ на запрос на разъяснения положений документации оформите на русском языке. Основание: русский язык – государственный язык на всей территории России. Русский язык используют:

  • в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных госорганов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
  • во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Об этом сказано в Конституции и пунктах 1 и 6 части 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ.

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Практика

В качестве примера административной практики приведем решение Московского УФАС России по делу № 1-00-1586/77-18 от 01.10.2018. Заказчик проводил закупку работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту системы дымоудаления и противопожарной автоматики. Один из участников пожаловался в УФАС на то, что разъяснения по документации ему предоставили с нарушениями. Запрос был направлен 23.08.2018, однако ответ появился в ЕИС только 29.08.2018. Между тем на публикацию заказчикам дается только 3 дня. То есть разместить ответ нужно было не позднее 27.08.2018.

Жалобу участника признали обоснованной. Вот только выдавать заказчику предписание не стали, поскольку нарушение не стало причиной негативных последствий для участника.

Какие вопросы чаще всего задают участники?

Чаще всего участники уточняют характеристики объекта закупки. Например, физические параметры, количество и прочее. Так бывает, когда заказчик в документации указывает эти характеристики расплывчато. Нередки запросы по поводу излишне объемной или имеющей сложный формат документации. Кроме того, обращения поставщиков и подрядчиков зачастую указывают на неточности или нарушения в документах заказчика. Чаще всего это указания неправильных характеристик закупаемого товара, его несоответствие стандартам, а также нарушение правил проведения закупки, например, несоответствие объекта процедуре аукциона.

Запрос разъяснений по 44-фз: подготовка, сроки подачи + образец запроса и ответа

Инфо

Запрос разъяснений: что это такое и в каких случаях применяется? При изучении закупочной документации у поставщика могут возникать вопросы, которые требуют уточнения у заказчика. Чтобы уточнить спорный момент поставщик должен подготовить в письменном виде и направить заказчику запрос разъяснений. В этом случае, заказчик обязан ответить потенциальному поставщику на вопросы, в случае если конечно запрос разъяснений составлен по форме, а также отправлен заказчику в срок.

Следует отметить, что в некоторых случаях целесообразно задать вопрос по закупке устно, например, если вопрос простой и скорее всего заказчик сможет ответить на него сразу. Также, есть смысл задать вопрос заказчику устно, если поставщик понимает, что официальные сроки на подачу разъяснений прошли или не остается времени на получение разъяснений в письменном виде.

А должны ли разъяснения разъяснять?

Может показаться, что ответ на этот вопрос очевиден. Однако Закон N 44-ФЗ не устанавливает критерии ясности и полноты изложения предоставляемых разъяснений. А это верный признак, что в правоприменительной практике отыщутся взаимоисключающие подходы.

Позиция 1. Закон N 44-ФЗ не регламентирует содержание разъяснений, за исключением того, что они не должны изменять суть документации о закупке.

Пример.

Участник закупки пожаловался, что разъяснения положений документации, которые заказчик предоставил по его запросу, фактически не содержат ответов на поставленные вопросы (вопросы касались технической части документации о закупке).

Заказчик возражал против доводов жалобы следующим образом: «Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика предоставить разъяснение документации, а не «дать ответ». Предоставление разъяснений — это юридически значимое действие, совершение которого удостоверяется журналом регистрации действий заказчика в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru. А степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями («достижение понимания») — это субъективный фактор, который лежит за рамками правовых оценок и зависит не в последнюю очередь от компетентности самого участника закупки».

Жалоба была признана необоснованной: антимонопольный орган согласился с заказчиком, что законодательство о контрактной системе не устанавливает требований к содержанию разъяснений (решение Ростовского УФАС России от 17.07.2014 по делу N 1367/03).

Позиция 2. Отсутствие ответа по существу означает, что заказчик фактически не предоставил разъяснение документации о закупке.

Пример.

Участник закупки направил запрос следующего содержания: «Техническое задание предусматривает поставку шприцев с двумя иглами, при этом одна игла должна быть надета на шприц, а другая располагаться рядом внутри упаковки. Просим разрешить поставку шприцев с двумя иглами, одна из которых будет надета на шприц, а другая будет поставляться в отдельной индивидуальной упаковке».

Заказчик ответил так: «Решение о соответствии первых частей заявок на участие в электронном аукционе требованиям аукционной документации будет приниматься аукционной комиссией».

Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик не дал объективного ответа по сути поступившего запроса, что было квалифицировано как оставление запроса без разъяснения (решение Тамбовского УФАС России от 24.08.2016 по делу N РЗ-179/16).

В судебной практике также встречаются решения, когда отсутствие содержательных ответов на запросы о разъяснении положений аукционной документации получало негативную правовую оценку <13>. Поэтому заказчикам не стоит злоупотреблять тем, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к содержанию разъяснений. Спрашивают — отвечайте по существу.

<13> См.: Постановление Тринадцатого ААС от 28.06.2016 по делу N А56-28177/2015.

И не забывайте указывать в разъяснении положений аукционной документации предмет запроса: обилие правоприменительной практики свидетельствует о том, что это самое распространенное нарушение порядка предоставления разъяснений <14>.

<14> Решения ФАС России от 16.06.2017 по делу N К-744/17, от 19.05.2017 по делу N К-594/17, от 30.11.2016 N КГ0З-504/16, от 15.04.2016 N КГОЗ-151/16; и др., многочисленные решения территориальных органов ФАС России: Псковского УФАС России от 14.07.2017 по делу N 4474/17, Курганского УФАС России от 30.09.2016 по делу N 05-02/180-16, Кемеровского УФАС России от 08.04.2016 по делу N 234/З-2016, Челябинского УФАС России от 10.11.2016 N 234-ВП/2016, Якутского УФАС России от 21.12.2015 по делу N 06-1036/15т и т.д., а также судебная практика: например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 по делу N А58-1324/2016, Восьмого ААС от 19.01.2017 по делу N А75-8905/2016; и др.

Порядок проведения конкурентных закупок

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.

Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.

Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.

Сроки отмены конкурентной закупки

В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.

Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.

Предоставление обеспечения заявок

Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.

«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Заключение контракта с победителем электронного аукциона

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
  Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector