Земли водного фонда: правовой режим

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда

В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет

Другой комментарий к статье 102 ЗК РФ

К землям водного фонда комментируемая статья относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Согласно ч. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом следует понимать природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, который имеет характерные формы и признаки водного режима.

Помимо норм ЗК РФ правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). В соответствии со ст. 2 ВК РФ водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).

Согласно ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Вопрос определения границ водных объектов, гидравлической связи с другими водными объектами не является праздным и усугубляется нахождением связанных водных объектов в собственности различных органов власти различных уровней. В ходе судебного рассмотрения дел, связанных с землями водных объектов, такие вопросы постоянно возникают <740>.

———————————
<740> Постановление ФАС СКО от 17.10.2012 по делу N А63-8028/2011; Постановление ФАС ЦО от 23.07.2012 по делу N А08-4538/2011; Постановление ФАС СКО от 08.06.2012 по делу N А15-2594/2009.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» <741>. Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

———————————
<741> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

По общему правилу поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 километров, у которых береговая полоса составляет 5 метров.

Согласно п. 2 комментируемой статьи запрещается формирование и образование земельных участков из земель, покрытых поверхностными водами. Согласно правовой позиции ВАС РФ <742> ввиду того, что в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ водные объекты не относятся к недвижимому имуществу, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не допускается.

———————————
<742> Определение ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-15137/13 по делу N А55-17214/2012 // СПС «КП».

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году; земли водного фонда составляют 1,6% (28,0 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Организации и граждане как субъекты прав водопользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

  • осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
  • получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
  • осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
  • рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
  • не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружаю — щей природной среде;
  • не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
  • содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
  • информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях;
  • своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
  • выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
  • вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняю — щих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водам — также в орган управления использованием и охраной недр;
  • своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В настоящее время действует ФЗ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или. устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах.

Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:

  • осуществления забора воды из водных источников; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:
  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварии;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Льгота действует до 1 января 2003 г.

Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Гидрологический цикл

Абсолютно все объекты водных биологических ресурсов друг с другом связаны косвенно или непосредственно, поскольку их объединяет круговорот воды на планете (глобальный гидрологический цикл). Главным компонентом круговорота является речной сток, замыкающий звенья материкового и океанического циклов. Наибольший речной сток имеет величайшая река мира – Амазонка, её водный сток составляет 18% от стока всех земных рек, то есть 7 280 кубических километров в год.

При неизменной за последние сорок-пятьдесят лет массе воды в глобальной гидросфере, количество содержимого отдельных водных объектов часто изменяется, поскольку воды перераспределяются. С глобальным потеплением климата усилилось таяние и покровных, и горных ледников, уходит вечная мерзлота, заметно повысился уровень Мирового океана. Ледники Гренландии, Антарктиды, арктических островов постепенно тают. Вода – природный ресурс, который в состоянии возобновляться, потому что она постоянно поступает с атмосферными осадками, которые стекают при помощи водосборных бассейнов в озёра и реки, образуют подземные запасы, являющиеся главными источниками, позволяющими использование водных объектов.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Порядок пользования

Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.

Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.

На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:

  • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
  • вести работы авиационной и химической направленности;
  • организовывать могильники и кладбища;
  • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
  • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
  • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
  • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.

Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.

В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.

Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий.

Порядок использования владений водного фонда основывается на их целевом назначении, виде и устанавливается водным законодательством. Участки этого фонда РФ обязательно фиксируют в госкадастре.

Согласно требованиям ст. 79 ВК РФ, постановка на государственный учет поверхностных и подземных вод означает выявление и фиксирование количества и качества водных ресурсов на конкретной территории по принятым правилам.

Постановка на госучет осуществляется для разумного планирования и применения водных ресурсов, их своевременного восстановления и сохранности в соответствующем состоянии. В водном кадастре имеется информация о водных объектах, правилах их эксплуатации, а также сведения о водопользователях.

Управление, мониторинг и аренда

Управление водным фондом в стране осуществляется по бассейновому подходу, на основании которого в РФ действует 21 бассейновый округ. Каждый округ состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных вод.

Мониторинг осуществляется государством и включает в себя регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных вод, прогнозирование возможных изменений в состоянии водных ресурсов.

В РФ ведением Государственного водного кадастра занимается Министерство природных ресурсов и Федеральная служба России по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды.

Договор аренды водного объекта не требуется заключать в случаях, если осуществляется деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств, рыболовство и охота, научно-исследовательская деятельность, купание, отдых или водопой скота.

Договор водопользования можно заключить для следующих целей:

  • забор воды с поверхности водоема;
  • использование акватории;
  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов.

Демонтаж установленного для работы оборудования и конструкций арендатор после окончания срока действия договора аренды должен осуществить за свой счёт.

Объекты водного фонда не отчуждаемы от земель, на территории которых они расположены. Большая часть таких объектов находится в федеральной собственности государства и относится к строго охраняемым зонам особого назначения. Оформить такой объект в частную собственность можно, но только на особых условиях с соблюдением правил разрешённого использования, установленных нормами законодательства.

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.   

Виды и формы собственности на водные объекты

Законодательством регулируется два вида собственности на водные ресурсы:

  • федеральная;
  • частная.

Обычно описанные объекты, то есть реки, озера, моря, находятся в федеральной собственности. Однако если пруд или карьер, наполненный водой, расположен на чьем-либо земельном участке, то он принадлежит собственнику данного участка.

Такой россиянин имеет право распоряжаться прудом, не нанося вред окружающей среде, до тех пор, пока владеет своим участком.

Однако заинтересованное лицо может приобрести право на краткосрочное или долговременное использование водного объекта. Для каких целей это может понадобиться? Например, при строительстве санатория, при использовании воды из реки для орошения сельскохозяйственных угодий, для устройства гидроэлектростанции.

Чтобы получить право на водопользование, надо купить лицензию и заключить договор с органами местной исполнительной власти. Лицензия выдается Министерством природных ресурсов РФ.

Существует утвержденный президентом перечень водохранилищ, использующихся для снабжения питьевой водой того края или области, в которых эти они находятся. Навряд ли удастся приобрести право построить электростанцию на реке из этого перечня под названием «Распоряжение правительства РФ 2054р».

Набирать воду из источников, купаться в реке и море, кататься на лодке, водить домашний скот на водопой может любой простой человек, не спрашивая об этом разрешения ни у кого.

Какие виды разрешенного использования запрещены

Выделяется несколько запрещенных видов деятельности для земель данной категории:

  1. Их нельзя использовать для размещения кладбищ, отстойников, скотомогильников.
  2. Также нельзя устраивать стоки для водоснабжения грунты.
  3. Здесь не проводится химическое опыление с помощью авиации.
  4. Не проводится не регулированное движение транспорта, не обустраиваются для него стоянки, ремонтные мастерские.
  5. На территории данных земель законодательством запрещено размещение смазочные и горючих материалов, пестицидов, химикатов.
  6. Земли фонда не подходят для добычи полезных ископаемых.
  7. Запрещается ведение сельскохозяйственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector