Правила 354 (постановление правительства 354 от 06.05.2011 г.)

Основания

За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги и в каких случаях он производится?

Для подачи заявления на перерасчёт необходимы весомые основания, перечисленные в Постановлении 354:

  1. Длительное отсутствие жильцов (если в квартире никто не жил). Периодом отсутствия считается срок от 5-ти суток и более. Если в квартире проживает несколько человек, перерасчёт производится при подаче заявления от каждого. Новые начисления производятся исходя из количества дней отсутствия.
  2. Полное отсутствие услуг. Существуют нормативы законного времени отключения услуг. Если сроки отключения не превышают эти сроки, перерасчёт оплаты производиться не должен.
  3. Некачественные услуги. Самостоятельные замеры качества управленцами не признаются, поэтому производить их должны специалисты. При замерах оценивается напор воды, химический состав, прозрачность, температура горячего водоснабжения. При сомнениях в качестве воды можно обратиться в Роспотребнадзор. При оценке электроснабжения измеряется напряжение и сила тока.

Что будет за неуплату коммунальных услуг

Стоит отметить, что за неуплату коммунальных платежей по закону предусмотрено несколько видов наказаний. В отношении неплательщика могут быть применены следующие санкции:

  1. В первую очередь ему начислят штраф. Причем величина этой пени будет увеличиваться по мере роста срока неуплаты.

Так, в соответствии с п. 14 ст.155 ЖК РФ штраф за неуплату ЖКХ имеет следующие размеры:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если просрочка составляет от 31 до 90 дней),
  • 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (когда долг образовался за период от 91 и более дней).
  1. Ограничение подачи коммунального ресурса в квартиру или частный дом – под данной мерой подразумевается временное уменьшение объема подачи той или иной услуги ЖКХ. При введении такой санкции вводится специальный график, согласно которому предоставляется ресурс в течение суток (п. 114 раздела XI вышеупомянутого Постановления Правительства РФ).
  2. Отключение услуг ЖКХ – в случае, если ограничение предоставления коммунальных ресурсов не принесло должного результата или же это невозможно сделать по техническим причинам. В такой ситуации поставщик вправе полностью прекратить подачу воды, электричества и иных видов ресурсов.
  3. Возбуждение судебного разбирательства – крайней мерой воздействия на неплательщика является подача УК (ТСЖ и т. д.) искового заявления в суд о взыскании задолженности по коммунальным услугам.

Услуги, которые могут отключить

В действующей законодательстве не обозначен точный перечень ресурсов, подача которых может быть прекращена за неуплату. В то же время в подп. в) п.119 раздела XI Постановления Правительства № 354 упомянуты два вида услуг, в отношении которых не могут быть применены какие-либо санкции (ограничение или приостановление). Речь идет об отоплении и холодном водоснабжении в многоквартирных домах.

Таким образом, отключить могут любую коммунальную услугу, по которой числится задолженность (за исключением двух указанных выше ресурсов ЖКХ). В данный перечень можно включить:

  • газ;
  • свет;
  • горячее или холодное водоснабжение (если речь идет о частном доме);
  • и т. д.

Отдельно стоит отметить, что абсолютно любые услуги могут временно отключить в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий и иных непредвиденных ситуаций (например, обрыв проводов).

Могут ли отключить воду, свет за неуплату КУ

Как уже было отмечено выше, УК, ТСЖ или прямой поставщик, не вправе отключить холодную воду (в квартире) или отопление. Связано это с тем, что такого рода действия могут привести к непригодности жилого помещения для постоянного проживания в нем (подп. в) п. 122 раздела XI Постановления Правительства РФ № 354).

В отношении электроэнергии такого рода запреты в законодательстве не предусмотрены. Отсюда следует, что поставщик может отключить свет за неуплату. В этом случае он должен опломбировать соответствующее оборудование, расположенное в квартире (доме) должника.

Имеет ли право водоканал отключить воду за неуплату без решения суда

В действующем законодательстве не содержится правило, согласно которому поставщик имеет право отключить воду только после вынесения соответствующего судебного решения. Таким образом, водоканал имеет полное право реализовать данную меру воздействия на неплательщика без судебного разбирательства.

В то же время, отключение воды или любой другой коммунальной услуги будет считаться законным только в случае соблюдения порядка, прописанного в разделе XI Постановления Правительства РФ № 354.

Может ли УК отключить свет за неуплату без решения суда

Как уже было отмечено выше, прекращать подачу света или любого другого ресурса без решения суда, по закону не запрещено. Отсюда следует, что поставщик уполномочен без судебного разбирательства ограничить или приостановить электроснабжение конкретного помещения.

Может ли УК, ТСЖ или поставщики подать в суд за неуплату коммунальных услуг без уведомления

Как известно, в ряде случаев для разрешения того или иного спора в суде, необходимо предварительно попробовать урегулировать его в досудебном порядке. В этом случае в адрес будущего ответчика направляется соответствующая претензия, на которую он должен дать ответ.

Говоря о взыскания долгов по ЖКХ в судебном порядке, истец (УК, ТСЖ, водоканал) имеет полное право не направлять уведомление в адрес должника. В ст. 15 ГК РФ такое требование не предусмотрено.

Таким образом, если поставщик подал исковое заявление в суд о взыскании долгов по ЖКХ без предварительного уведомления неплательщика, то это не будет являться нарушением или основанием для отклонения иска. Соблюдать досудебный порядок урегулирования спора в данном случае не обязательно.

Страсти по заглушкам

С появлением технической возможности дистанционного установления запорной арматуры в просвете водоотводящих (канализационных) труб конкретного собственника без доступа в его жилое помещение у многих работников УК и ТСН возникла эйфория по поводу получения эффективного рычага воздействия на злостных неплательщиков. На практике все оказалось не так радужно. В настоящее время только самые отчаянные или некомпетентные руководители УК или ТСН прибегают к таким мерам. После этого они в большинстве случаев вынуждены компенсировать неплательщику за услуги ЖКХ ущерб, причиненный ненадлежащим оказанием услуг и моральный вред.

С 2012 года появилась легальная возможность ограничить водоотведение за неуплату, она предусмотрена п.8 ч.3 ст. 21 ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении». Как часто это бывает, закон был принят в интересах монополистов – компаний осуществляющих водоснабжение и водоотведение и совершенно не учитывал то, что он вступит в противоречие со множеством других нормативных актов направленных на защиту интересов потребителей:

— п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354)

— п. 12 и 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47;

— СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

— СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Возможность ограничения водоотведения не учитывает особый правовой статус МКД и специфики использования его имуществом. Для установки заглушки на системе водоотведения необходим доступ к общедомовому имуществу. Решение о внесение изменений в это имущество или его использования в целях, не предназначенных для основных функций, принимают собственники, на общем собрании. Таким образом, любые работы, осуществляемые работниками или УК (ТСН) или приглашенными ими лицами, не связанные с обслуживанием системы водоотведения должны быть согласованы со всеми собственниками и утверждены на общем собрании большинством голосов. На практике – это практически неосуществимо!

Вторая причина, по которой не используются заглушки – они нарушают пригодность жилого помещения для постоянного проживания в нем.

Третья причина – создают угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке в МКД ставя под угрозу здоровье всех проживающих в нем жильцов вне зависимости от того имеется ли у них задолженность или нет.

Четвертая – ограничение или прекращение водоотведения создает угрозу всем проживающим (законно) в данном помещении гражданам. В том числе несовершеннолетним, престарелым и больным гражданам.

Судебная практика по этому поводу не однозначна, но в большинстве случаев суды занимают сторону должников, которым ограничено потребление энергоресурса. И связано это с тем, что в результате таких мер страдают невинные люди – члены семьи собственника, проживающие в квартире, а Российское законодательство не предусматривает коллективной ответственности.

Что относится к коммунальным услугам

Постановление носит название «о предоставлении коммунальных услуг» и утверждает соответствующие Правила. Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и капитальный ремонт им не регулируется.

В соответствии с ЖК РФ и самим Постановлением к коммунальным услугам относятся:

  • поставка электрической энергии. Электроэнергия вырабатывается производителями, поставляется сбытовыми компаниями по сетям уже третьих отдельных компаний. Если отключили свет, звонить первоначально нужно в энергосбытовую компанию;
  • поставка холодной воды. Холодное водоснабжение обеспечивается также несколькими группами компаний: водоканалами и сетивиками;
  • чтобы появилось горячее водоснабжение, необходимо воду дополнительно нагреть, этим занимается дополнительная группа организаций (им нужно звонить, если отключили горячую воду). Тепловая энергия идет отдельной строкой в квартплате вместе с холодной водой, необходимой для нагрева;
  • вывоз мусора – теперь это тоже коммунальная услуга;
  • водоотведение – это отведение сточных, использованных вод.

Правила оформления заявления

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?

Заявление на перерасчёт не имеет строго установленной формы и пишется в свободной форме по общим правилам оформления данного делового документа.

В заявлении необходимы следующие пункты:

  1. Наименование организации, в которую обращается жилец.
  2. Личные данные.
  3. Адрес жилого помещения.
  4. Просьба произвести перерасчёт с указанием вида услуги.
  5. Период, за который нужно пересчитать платёж.
  6. Основания для перерасчёта с указанием приложений к заявлению.

Документ можно направить заказным письмом с уведомлением и описью приложений или отнести непосредственно в организацию. При личной подаче бумаг заявление составляется в двух экземплярах. Один передаётся сотруднику, а на другом нужно получить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Образец заявления на перерасчет коммунальных платежей вы можете .

Можно ли пересчитать платежи за ЖКУ?

Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.

Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения.

Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.

Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:

  • не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
  • самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
  • на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.

Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.

Некоторые ЖКУ не подлежат перерасчёту:

  • отопление жилых помещений (перерасчёт можно произвести только в случае полного отключения или при температуре не соответствующей нормативам);
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • оплата общедомовых нужд;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения.

Перерасчёт платежей за отопление производится исключительно через суд. Необходимо будет приложить достаточно большое количество подтверждающих документов.

Что устанавливает пункт 61 Правил 354?

Процитируем пункт 61 Правил 354:«61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка».

Из приведенной нормы следует:

1. Перерасчет платы за коммунальную услугу проводится с соблюдением ряда требований:
1.1. «Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета»;
1.2. «Исполнитель обязан … направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов»;
1.3. «Объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка», «если потребителем не будет доказано иное».

2. Перерасчет производится при возникновении ряда обстоятельств:
2.1. «Имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу»

Важно отметить, что норма прямо указывает на расхождение фактических показаний прибора не с нормативным объемом потребления, не со среднемесячным объемом, не с некими сведениями, полученным исполнителем из иных источников (спрогнозированными, рассчитанными, взятыми по аналогии, со слов соседей и т.п.) и не с показаниями предыдущих расчетных периодов, а именно с «объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю»;
2.2. Указанное расхождение выявлено «в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния»;
2.3

«Прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены».

Порядок отключения воды за неуплату

Порядок отключения коммунальных услуг подробно расписан в п. 119 раздела XI Постановления Правительства РФ № 354. Каждый исполнитель обязательно должен его соблюдать, в противном случае такое действие будет считаться незаконным.

Итак, процедура приостановки снабжения ресурсами ЖКХ имеет следующий вид:

Вначале в адрес неплательщика должно быть направлено письменное предупреждение о введении санкции за накопившийся долг

Очень важно, чтобы оно точно попало к адресату и этот факт в дальнейшем можно было подтвердить (например, в случае судебного разбирательства).
Спустя 20 дней, если должник никак не отреагировал на полученное уведомление, в отношении его квартиры вводится режим ограниченного использования КУ, по которой есть задолженность. Использовать такую меру воздействия можно только в том случае, если для ее реализации есть техническая возможность.
По истечении 10 дней с момента введения ограничения на потребление коммунальной услуги, поставщик вправе и вовсе отключить газ, свет и т

д.

Предупреждение об отключении коммунальных услуг за неуплату, образец

Как уже было отмечено, УК (ТСЖ, водоканал и др.) обязательно должна направить в адрес должника письменное предупреждение о грядущем ограничении и приостановлении подачи коммунального ресурса.

Единого

  • название документа – размещается по центру, используется простая формулировка: «Уведомление»,
  • сведения об исполнителе коммунальных услуг – обычно тут указывается название управляющей компании,
  • информация о задолженности – в данной части прописывается название услуги, по которой есть долг (например, предоставление света, воды, газа и т. д.), а также общая сумма задолженности,
  • срок, по истечении которого подача ресурса будет ограничена (приостановлена),
  • сообщение о том, что в случае возобновления предоставления услуги, собственнику помещения придется понести дополнительные расходы, связанные с обследованием оборудования.

В конце предупреждения указывается Ф.И.О. руководителя управляющей компании и дата направления документа в адрес должника. В свою очередь последний должен расписаться в уведомлении о том, что ознакомился с ним.

ЖК РФ. Статья 156. Размер платы за жилое помещение¶

9.1.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы,
потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают
возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании
общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ;
9.2.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании
и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии
коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего
вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества
в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового)
прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной
информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов
и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе
платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных
ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном
доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения
этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи
принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения
об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание
жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

(часть 9.2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

9.3
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и
организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на
оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего
имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления
соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании
общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
(часть 9.3 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

Принцип оплаты в МКД

Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных . С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.

Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.

Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.

Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.

В этом случае для арендаторов и собственников помещений порядок начисления общедомовых услуг остается неизменным, а оплата по-прежнему будет перечисляться поставщикам ресурсов.

Применение пункта 61

Исходя из всего вышесказанного, пункт 61 Правил 354 применяется исключительно в случае, если при проведении исполнителем Проверки выявлен факт передачи потребителем недостоверных показаний прибора учета. Такая Проверка может быть проведена либо по инициативе исполнителя (подпункт «ж» пункта 31, подпункт «г» пункта 32, пункт 82 Правил 354), либо по инициативе потребителя (подпункт «е(2)» пункта 31 и подпункт «к(4)» пункта 33 Правил 354), либо в соответствии с утвержденным договором о предоставлении коммунальных услуг порядком и периодичностью (подпункт «и» пункта 19 Правил 354).

Рассмотрим примеры применения пункта 61 Правил 354.

Пример 1

Пусть исполнитель провел Проверку прибора учета потребителя на первое число месяца N1 и установил, что показания ИПУ потребления холодной воды составляют 100 куб.метров. В месяце N2 потребитель передал показания прибора учета 102 куб.метра, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N1. В месяце N3 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 105 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 3 куб.метров воды за месяц N2. В месяце N4 потребитель сообщил исполнителю показания ИПУ 107 куб.метров, исполнитель предъявил к оплате потребление 2 куб.метров воды за месяц N3. В этом же месяце N4 исполнитель провел Проверку прибора учета и установил, что переданные показания прибора учета недостоверны, а по факту прибор на момент Проверки показывает 110 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:
— устанавливает объем расхождения в размере 3 куб.метра (110–107);
— направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, требование о внесении доначисленной платы в размере стоимости 3 куб.метров воды;
— если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 112 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 предъявляет к оплате за месяц N4 выявленное расхождение в объеме 3 куб.метра и переданный потребителем объем 2 куб.метра (112–110), то есть всего 5 куб.метров.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 5 куб.метров, всего — 12 куб.метров. Именно 12 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (112 куб.метров).

Пример 2

Пусть в вышеприведенном Примере 1 исполнитель при проведении Проверки в месяце N4 установил, что фактические показания ИПУ составляют 106 куб.метров. В этом случае исполнитель применяет пункт 61 Правил 354, а именно:
— устанавливает объем расхождения в размере 1 куб.метр (107–106);
— направляет потребителю в срок, установленный для оплаты объема воды за месяц N4, уведомление о размере излишне начисленной потребителю платы за воду в объеме 1 куб.метр;
— если потребитель в месяце N5 передал показания прибора в объеме 109 куб.метров, тогда исполнитель в месяц N5 учитывает излишне оплаченный объем 1 куб.метр и переданный потребителем объем 3 куб.метра (109–106), то есть всего 2 куб.метра.

Помесячно исполнитель предъявляет потребителю к оплате: Месяц N1 — 2 куб.метра, Месяц N2 — 3 куб.метра, Месяц N3 — 2 куб.метра, Месяц N4 — 2 куб.метра, всего — 9 куб.метров. Именно 9 куб.метров составляет разница между показаниями прибора учета на момент Проверки в месяце N1 (100 куб.метров) и показаниями прибора, переданными потребителем в месяце N5 (109 куб.метров).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector