Статья 525 гк рф. основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Этапы и особенности поставки товаров для государственных нужд

Заключение государственных контрактов и договоров для удовлетворения нужд страны осуществляется в пять этапов:

  1. Установление перечня потребностей страны в различной продукции, по итогам чего составляется государственный заказ на поставку. В документе указывается номенклатура товаров, приблизительные цены и сроки, иные условия сделки.
  2. Размещение государственного заказа открытым или закрытым способом. Открытый вариант предполагает проведение торгов, аукционов, конкурсов в открытой или закрытой форме. Закрытый способ – непосредственный выбор конкретного лица, которое будет осуществлять поставку. Если выбор исполнителя осуществляется по последнему варианту, поставщик вправе принять заказ или отказать покупателю. Если же он монополист на этом рынке, то он обязан заключить контракт (договор), за исключением случаев, когда исполнение заказа повлечет возникновение убытков. Если поставщик необоснованно отказался осуществлять продажу продукции, он должен выплатить покупателю штраф, размер которого составляет стоимость товаров, указанная в заявке. Это закреплено вторым абзацем второго пункта пятой статьи федерального закона № 60 и считается исключительной неустойкой.
  3. Принятие государственного заказа стороной поставщика и дальнейшее заключение контракта. Его проект в большинстве случаев разрабатывается покупателем. Поставщик в 30-дневный срок обязан подписать проект или сообщить покупателю об отказе в заключение договора. В последней ситуации заказчик имеет право в принудительном порядке через суд заставить другую сторону заключить сделку (правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд в данном случае осуществляется в соответствии с пятым пунктом статьи 528 Гражданского кодекса). Если с частью условий договора (контракта) поставщик не согласен, в месячный срок он обязан подписать проект с приложением к нему протокола разногласий. Заказчику также дается 30 дней на урегулирование спорных моментов. Если протокол, составленный поставщиком, отклонен, заинтересованный субъект вправе обратиться за разрешением спора в суд.
  4. Выбор варианта доставки и получателя товара. Получателем может выступать сам государственный заказчик или указанное им лицо (стороннего получателя указывают в отгрузочных разнарядках). Получатель груза не отвечает перед исполнителем, так как не считается стороной по контракту. Если покупатель и получатель товара – разные субъекты, заказчик обязан направить другим сторонам извещение о привлечении третьего лица к сделке.
  5. Составление извещения о прикреплении к поставщику покупателя. Форма уведомления сторон – письменная.

Другой комментарий к статье 529 ГК РФ

1. В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом поставщик должен передать товары непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо получателю, указанному в выдаваемой заказчиком на основании контракта отгрузочной разнарядке. В последней ситуации получатель выступает в качестве третьего лица, управомоченного на принятие исполнения (ст. 312 ГК), и не несет обязанностей (а равно ответственности) перед поставщиком (см. коммент. к ст. 531 ГК).

Однако государственным (муниципальным) контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров должна осуществляться поставщиком покупателю, указанному государственным (муниципальным) заказчиком, на основании заключаемого между поставщиком и покупателем договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (п. 1 коммент. ст.).

2. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается на основании и во исполнение государственного (муниципального) контракта, поэтому тесно связан с последним и зависим от него (см. абз. 1 ст. 532, абз. 1 п. 3 ст. 533, абз. 2 ст. 534 ГК).

3. Поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд опосредует отношения по возмездной передаче товаров в собственность другой стороны, указанный договор представляет собой вид купли-продажи и разновидность поставки. Соответственно, положения § 3, а также § 1 гл. 30 ГК применяются к нему в части, не противоречащей правилам § 4 гл. 30 ГК.

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд являются поставщик и покупатель. Поставщиком в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд выступает поставщик по государственному (муниципальному) контракту (см. ст. 525 ГК и коммент. к ней). Покупателем является лицо, указанное государственным (муниципальным) заказчиком в извещении о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 коммент. ст.). В качестве покупателя может выступать любое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

С учетом того, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке. Кроме того, судебная практика, со ссылкой на ст. 532 ГК (см. коммент. к ней), признает в качестве существенного условие о цене (см. Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КГ-А40/1683-03).

4. Коммент. ст. регламентирует порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Государственный (муниципальный) заказчик в 30-дневный срок со дня подписания государственного (муниципального) контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении (п. 1 коммент. ст.).

Получив извещение о прикреплении, поставщик обязан в следующие 30 дней направить указанному в нем покупателю проект договора поставки (п. 2 коммент. ст.). Данное правило является диспозитивным и может быть изменено государственным (муниципальным) контрактом. Кроме того, возможно представление проекта договора покупателем.

Сторона, получившая проект договора, обязана в 30-дневный срок либо подписать его, либо при наличии разногласий составить протокол разногласий и передать его контрагенту (п. 3 коммент. ст.). Стороны должны принять меры по урегулированию возникших разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной в суд (п. 4 коммент. ст.).

5. Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является обязательным для поставщика. Обязанность заключить договор возникает у поставщика, во-первых, перед государственным (муниципальным) заказчиком в силу государственного (муниципального) контракта. Данная обязанность выступает в качестве договорной и последствия ее неисполнения могут устанавливаться государственным (муниципальным) контрактом (иное мнение см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 82 (автор главы — И.В. Елисеев)). Во-вторых, указанные в законе (абз. 2 п. 1, п. 5 коммент. ст.) обстоятельства порождают обязанность поставщика заключить договор перед покупателем. Как следствие, при уклонении от заключения договора покупатель праве в судебном порядке требовать понуждения поставщика к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта (п. 5 коммент. ст.).

Покупатель, напротив, не несет перед поставщиком обязанности заключить договор (см. ст. 530 ГК и коммент. к ней), поэтому в случае отказа от заключения в отношении его поставщик не может использовать никаких способов защиты.

Существенные условия договора поставки для государственных нужд

При оформлении этого документа первоначально действуют особые правила, но если возникающие вопросы ими не решены, то вступает в силу положение контракта доставки продукции, а после положения из договора купли-продажи.

Для данного документа существует ряд особых условий, наличие которых обязательно в составлении:

  • предмет в документе;
  • конкретные сроки;
  • стоимость и возможность оплаты.

Далее следует учитывать такие моменты как:

  • место выполнения условий;
  • вид приема продукции;
  • ответственность лиц, вступающих в закупки.

Ответственность поставщика такова, что неустойка, цена которой устанавливается заказчиком, выплачивается в полном размере.

Ответственность заказчика заключается в выплате неустойки, размером 1/300.
Кроме того, обе стороны закупочных отношений имеют право быть освобождены от уплаты штрафных санкций только тогда, если кто – то из них найдет доказательства, что невыполнение обязательств произошло по вине другого.

Дополнительные условия для оформления:

  • права и обязанности участников;
  • непредвиденные обстоятельства;
  • обеспечение документа (это финансовая поддержка того, что поставщик обязан выполнить свои условия в указанный срок и по всем правилам, либо заказчик может возместить свои убытки из – за невыполнения условий контракта первым участником).

Особенности договора поставки для государственных нужд

Изменение контракта поставки для государственных и муниципальных нужд невозможно в случае со всеми обязательными условиями.

Но возможны изменения следующих условий:

  • сведения об участнике (изменение реквизитов или персональных данных);
  • смена количества указанного продукта;
  • внесение изменений в цену документа.

Важно помнить, что для изменения этих условий обязательно нужно согласие другого участника закупочных отношений

Оплата товара по договору поставки

Оплата товара по договору поставки для государственных нужд осуществляется по всем правилам и порядкам, а также по форме расчетов, которая предусмотрена документом. Цена устанавливается по решению участников закупок. В договоре указывается срок и размер оплаты, возможность частичных выплат, а так же дополнительных условий по ценовой политике.

Обязанность поставляемой стороны передать продукт закупщику, который соответствует качеству и количеству, указанному в контракте.

Порядок заключения договора на поставку товаров

Участник, который закупает товар, должен разработать план государственного контракта и отправить его поставщику, который, в свою очередь, обязан:

  • подписать и возвратить один вариант контракта закупщику, не позднее 30 дней;
  • выслать письмо с указанием противоречий, если они имеются;
  • либо отказаться от закупок.

Заказчик должен в течение 30 дней решить возникшие проблемы и осведомить сторону поставки. В случаях когда по итогам специализированного конкурса, то его должны заключить не позже чем 20 дней, начиная со дня, когда объявили результаты.

Расторжение договора

Прекращение контракта поставки для государственных нужд возможно при исполнении основного обязательства, либо при расторжении документа, которое возможно только в таких случаях как:

  • обоюдное решение участников закупок;
  • вынесенное решение суда.

Требовать расторгнуть контракт в суде участник может только после того, как получил отказ от другого или не получил ответ в указанный срок, который равен 30 дням.

Данный вид договора — отличная возможность для владельца малого и среднего бизнеса получить хорошего заказчика в лице государства, чтобы заключать контракты на доставку продукции либо на оказание услуг. Поэтому необходимо ответственно относиться к участию в государственных закупках и к оформлению документации.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД.

Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Главная отличительная черта – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.

Договор поставки для государственных нужд является:

1) консенсуальным;

2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;

3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.

Поставщик – предприниматель.

Государственный заказчик – утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.

Покупатель – любое юридическое лицо.

Предмет договора – любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в то м ч исле для предпринимательской деятельности. Закупка по государственным контрактам товаров иностранного производства не допускается.

Форма договора – письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.

Существенным условием договора поставки для государственных нужд является срок.

Права и обязанности поставщика :

1) заключение договора поставки для государственных нужд;

2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки;

3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика;

Б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;

В) в определенном количестве;

Г) в согласованном ассортименте;

Д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

Е) установленного качества;

Ж) свободным от прав третьих лиц;

З) в таре и упаковке.

Права и обязанности государственного заказчика:

1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.

Права и обязанности покупателя:

1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.

Комментарий к статье 525 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового регулирования отношений по обеспечению товарами государственных нужд. Такие отношения признаются отношениями по поставкам. При этом поставки для государственных нужд осуществляются на основе договоров (государственного контракта и заключенных в соответствии с ним договоров поставки).

Договор (государственный контракт) поставки товаров для государственных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При этом поставки обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Цели продажи и приобретения товаров, а также источники финансирования потребовали установления особого порядка заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированности государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. В соответствии с п. 2 статьи к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной комментируемым разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд, на основании п. 5 ст. 454 подлежат применению общие положения о купле-продаже.

При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.

3. Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются тремя законами — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», а также принятым на его основе Постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Согласно п. 2 комментируемой статьи эти Законы применяются к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной ГК.

4. В Законе о поставках для государственных нужд перечислены цели поставки товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены: создание и поддержание госрезерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; реализация федеральных и региональных целевых программ. Перечисленные цели позволяют определить сферу применения государственного контракта и договора поставки товаров для госнужд и отношения, подпадающие под регулирование правилами ГК о поставках для государственных нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector