Порядок и сроки оплаты по 44‑фз: примеры административной практики

Содержание:

Максимальный срок оплаты по контракту по 44 фз

Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного контрагента порядок расчетов согласовывается заказчиком и его контрагентом наряду с прочими условиями контракта. Следует отметить, что поскольку согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, то условие о порядке оплаты по контракту следует отнести к существенным, как названному таковым в законе (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенные условия контракта согласно ч. 1 ст.

Порядок оплаты по государственному (муниципальному) контракту

В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт в обязательном порядке должен содержать условие о порядке оплаты товара, работы или услуги. Заказчик вправе не включать в контракт данное условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Определяя порядок оплаты, заказчик может выбрать, в частности, один из следующих вариантов:

— единовременная оплата после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по передаче товара (выполнению работы, оказанию услуги);

— оплата по завершении отдельных этапов выполнения работы, оказания услуги.

Внимание! В контракт не следует включать условие о расчетах через счет подрядчика, открытый в кредитной организации определенного субъекта РФ. Как разъяснило Минэкономразвития России в Письме от 29.01.2015 N Д28и-104, такое условие ведет к ограничению конкуренции и нарушению ч

6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ .

Представляется, что включение в проект контракта данного условия создает препятствия для участия в закупке лиц, не имеющих указанных счетов. Это свидетельствует о нарушении заказчиком закрепленного в ст. ст. 6, 8 Закона N 44-ФЗ принципа обеспечения конкуренции, в силу которого, в частности, не допускается необоснованное ограничение числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ).

Должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, если антимонопольный орган установит, что действия заказчика, ограничивающие число участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ либо ст. 14.9 КоАП РФ.

Если условие о порядке оплаты по контракту не установлено

Отсутствие в контракте (проекте контракта) такого условия является нарушением ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (см. Решение ФАС России от 06.04.2015 по делу N К-314/15, Решение ФАС России от 13.11.2014 по делу N К-1654/14). Должностное лицо заказчика, утвердившее конкурсную документацию с нарушением Закона N 44-ФЗ, может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Можно ли включить в проект контракта условие о том, что в случае ненадлежащего исполнения, неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик производит оплату за вычетом соответствующей суммы неустойки?

Ответ: Да, можно.

Обоснование: По мнению ФАС России, включение в проект контракта данного условия не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. При этом, как следует из разъяснений антимонопольного органа, в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), на основании которого осуществляется оплата, должны быть указаны сумма, подлежащая оплате по условиям контракта, размер взыскиваемой неустойки, порядок ее расчета и основания применения, а также итоговая сумма, подлежащая оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) (см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу N ВП-348/16).

Предусмотренное договором право стороны уменьшать стоимость выполненных работ на сумму неустойки за нарушение договора контрагентом в судебной практике признается не противоречащим законодательству способом прекращения обязательств.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст

87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Ответственность за дробление закупок

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности. Учитывайте нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  3. Закон о защите конкуренции, ст. 15 закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по ч. 2 ст. 7.29 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию. Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Черданцева Татьяна

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Проблема с расчетом сроков исполнения контрактов по 44-фз

Вольности здесь недопустимы, как и нарушения прописанных сроков. Законодательство о госзакупках дает несколько возможных вариантов установления срока исполнения контракта. Сроки исполнения договора по 44-ФЗ могут быть:- Конкретные. Устанавливается конкретная дата или период (например, 30 дней с момента подписания договора), за который поставщик должен исполнить свои обязательства. —

Сроки по заявке. Если тип и предмет контракта предполагают, что заказчик будет делать заявку на поставку товара (или выполнение работ) один или несколько раз, то началом отсчета срока исполнения будет каждая заявка в рамках контракта. Сроки устанавливаются следующим образом: 10 дней с момента подачи заявки.

График. Иногда работы или поставка выполняются в несколько этапов. В таком случае сроки устанавливаются в виде графика с конкретными датами.

Таким образом, в контракт обязательно включатся сроки его исполнения, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств — сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты. Как разъяснено в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта.

При необходимости установления таких сроков путем указания на конкретные даты, соответствующие сроки должны быть дополнительно просчитаны заказчиком с учетом сроков проведения процедур определения контрагента. Поскольку условие о сроках исполнения контракта названо в законе в качестве обязательного, необходимого для согласования, оно является существенным условием контракта. Это следует из п. 1 ст.

Срок оплаты исполнения контракта и срок действия контракта по 44 фз

Под «исполнением кон­тракта» необходимо пони­мать исполнение установ­ленных им обязательств. Как следует из п. 1 ст. 408, п. 3 ст. 420 ГК РФ контракт является исполненным, когда и поставщик (ис­полнитель, подрядчик), и заказчик исполнили над­лежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, т.

е. для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поста­вить товар (оказать услуги, выполнить работы), а за­казчик обязан оплатить та­кой товар (работы, услуги). Этот вывод следует и из ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, согласно которой испол­нение контракта пред­ставляет собой комплекс мер, включающих, по­мимо прочего, оплату за­казчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов испол­нения контракта. Такой же правовой подход усматри­вается в положениях п. 10 ч. 2 ст.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Заказчик не закрывает сделку

Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи. Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.

44-ФЗ строго регламентирует порядок приемки, в том числе и сроки. На практике же можно столкнуться с тем, что по какой-то причине заказчик не подписывает документы.

Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать — связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке. Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.

Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения. Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию. То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.

Если заказчик не идет на контакт

Самый лучший и безболезненный вариант — выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать документ о приемке. В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

В случае обнаружения нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму неустойки, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает сумму и соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств кредитором.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением об оплате неустойки.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

Действия заказчика:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Подписи членов Приемочной комиссии:

Председатель Приемочной комиссии

Зам. председателя Приемочной комиссии

Секретарь Приемочной комиссии

Члены Приемочной комиссии

Мы, нижеподписавшиеся:

От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию ————————

От лица Поставщика Закупка 44 ФЗ –

  • Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
  • Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.

В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.

«Государственныйзаказчик» «Поставщик»
Федеральное агентство по образованию
Руководитель ______________________
М.П. М.П.

Закупка 44 ФЗ

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее. Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная. В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь. Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию. Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector