Статья 527. основания заключения государственного или муниципального контракта

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Порядок проведения закупки

Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.

Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:

  • определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
  • подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
  • размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
  • если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
  • все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
  • до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
  • контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
  • все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
  • подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
  • исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.

Рекомендации по закупке у единственного поставщика:

Преимущества

Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты  такой сделки. Сильные стороны:

  • если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
  • риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
  • сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
  • экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.

Не стоит забывать о недостатках.

Недостатки

Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:

  • из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
  • велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
  • если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.

Цена и порядок оплаты

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Исключения из данного правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19  , в соответствии с которым формула цены и максимальное значение цены контракта указываются в случаях заключения контракта на предоставление:

  • услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
  • услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от системы налогообложения, применяемой победителем (Решение Татарстанского УФАС от 09.07.2014 № 04-04/9521).

Однако существуют решения судов, в которых говорится, что если при заключении контракта цена работ была указана с НДС 18%, а к окончанию выполнения работ исполнитель не является плательщиком НДС, то заказчик может оплачивать работы за вычетом НДС. В качестве обоснования указывается, что исполнитель не должен компенсировать свои расходы на уплату НДС в бюджет за счет заказчика, в связи с чем, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, получает неосновательное обогащение при отсутствии к этому законных оснований (Постановление ФАС ВВО от 18.08.2014 № А82-3316/2013).

Не стоит забывать о том, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (п. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе). Отсутствие в проекте контракта данного условия является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС РФ от 07.05.2014 № К-726/14).

Согласно п. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Порядок оплаты должен быть четко сформулирован. Например, формулировка «Заказчик вправе предоставить Подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год» таким требованиям не отвечает (Решение ФАС РФ от 31.03.2014 № К-526/14).

Срок оплаты лучше всего определить календарной датой, чтобы он соответствовал требованиями ст. 190 ГК РФ. В противном случае условие о сроках оплаты будет считаться неуказанным.

В качестве примера можно привести Решение Ростовского УФАС от 26.06.2014 № 1238/03. Заказчик в проекте контракта предусмотрел, что оплата производится в течение двух рабочих дней после поступления средств на расчетный счет заказчика (средства перечисляются на расчетный счет подрядчика). Антимонопольный орган сделал вывод, что по смыслу ст. 190 ГК РФ поступление средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, обладающим качеством неизбежности; календарной датой; периодом времени. Следовательно, поступление бюджетных средств не может определять срок. Действия заказчика были признаны незаконными.

Срок для подписания документов

Как видим, законом о закупках установлены предельные сроки каждого этапа. При соблюдении всех установленных сроков предельный срок заключения контракта по 44-ФЗ с даты размещения протокола должен быть не больше 19 рабочих дней.

В то же время госконтракт должен быть заключен не ранее 10 дней с даты размещения протокола, а если речь идет о запросе котировок или предложений в электронной форме, то не ранее чем через 7 дней с указанной даты (ч. 9 ст. 83.2 закона о закупках).

Обратите внимание! Течение сроков каждого этапа процедуры заключения контракта по 44-ФЗ может приостанавливаться, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст

83.2 закона о закупках). Это возможно при обязательном незамедлительном уведомлении другой стороны в следующих случаях:

  • возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию;
  • принят судебный акт, препятствующий подписанию.

После устранения обстоятельств контракт заключается.

Показатели товара и страна производства

При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

  • Размер.
  • Мощность.
  • Цвет.
  • Объем.

При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету. В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно. В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя)

Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

Документальное подтверждение

Исполнитель заказчику должен выдать определенные документы, которые позволят судить о заключении контракта. К таким документам относятся: кассовый и (или) товарный чек (в случае приобретения товара, оказания услуги), билет на передвижение на транспорте (в случае отправления работника в командировку), билет на посещение зоопарка, театра, кинотеатра и т.д., а также иные документы, которые могут свидетельствовать о получении товара (об оказании услуги) и об оплате такого товара (услуги). Следует отметить, что оплата счета, содержащего все существенные условия договора, выполнение действий (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) признаются договором, заключенным в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Обобщая вышесказанное, можно выделить четыре критерия, совокупность которых будет говорить о наличии контракта в устной форме:

  • соответствие закупки п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
  • отсутствие в ГК РФ обязательного требования о соблюдении письменной формы;
  • произведение оплаты товара (услуги) в момент передачи товара (оказания услуги);
  • наличие документального подтверждения оплаты.

Выполнение данных условий поможет избежать заказчику конфликтов с надзорными органами как в сфере государственного заказа, так и в сфере финансового контроля.

Этапы заключения госконтракта

Результат торгов оформляется протоколом, который публикуется госзаказчиком в единой информационной системе (далее — система). С выявленным победителем торгов и заключается госконтракт (ч. 1 ст. 83.2 закона о закупках).

О том, как заказчик выявляет победителя закупки, читайте нашу статью «Как определяется победитель по 44-ФЗ».

Процедура заключения договора по 44-ФЗ условно может быть разделена на этапы.

Обратите внимание! Каждый этап должен быть завершен в определенные сроки. Пренебрежение сроками со стороны победителя может быть расценено как намеренное уклонение от заключения контракта

Если же нарушения допускаются заказчиком, победитель торгов может обратиться с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы России (см., например, решение Свердловского УФАС России от 06.06.2019 по жалобе № 066/06/83.2-1187/2019).

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ представлены на схеме ниже.

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Оплата в момент передачи

Необходимо учитывать положение п. 2 ст. 159 ГК РФ, которое говорит, что, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, иными словами, оплата товара и его передача должны совпадать по времени. На практике реализация функции оплаты наличными денежными средствами осуществляется через представителей заказчика, которые совершают действия, направленные на заключение контракта в соответствии с его функциями и задачами и в интересах заказчика.

Наиболее распространенный способ розничной торговли — через прилавок — представляет собой устную форму договора купли-продажи, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и момент исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и момент исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК РФ, согласно которой сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделок юридических лиц между собой и с гражданами. Возникает вопрос о соотношении рассматриваемых норм и ст. 493 ГК РФ. Исходя из необходимости учета как общих положений, так и специальной нормы, следует считать, что кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара, выданный продавцом покупателю по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и момент исполнения не совпадают, представляет собой письменную форму договора <1>. Что же касается контракта на выполнение строительных работ, то с учетом общих норм о сделках, а также наличия некоторых существенных условий (в том числе срока) договора, установленных гражданским законодательством, представляется невозможным заключение контракта в устной форме.

<1> Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 3: Обязательственное право. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Таким образом, если для конкретного вида закупок (их целей), перечисленных в п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, момент совершения и момент исполнения совпадают, то заказчик имеет право заключить контракт в устной форме. Например, оказание заказчику почтовых услуг ФГУП «Почта России» при отсутствии письменного контракта с последующей выдачей чека должно быть расценено как заключение контракта по п. 1 ст. 93 упомянутого Закона N 44-ФЗ, и нет необходимости относить данную закупку к закупкам «малого объема» по п. 4 ст. 93 этого же Закона.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Включение в РНП

Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам. Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации

В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание

Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).

Комментарий к статье 528 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Этот порядок применяется независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

2. Пункт 3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507 (см. коммент. к ст. 507).

3. Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.

Другой комментарий к статье 527 ГК РФ

1. Государственный (муниципальный) контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Размещение заказов представляет собой осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (ст. 5 Закона о размещении заказов).

2. Законом о размещении заказов предусмотрены способы размещения заказа: а) торги в форме конкурса (гл. 2); б) торги в форме аукциона (гл. 3); в) запрос котировок (гл. 4 — 5); г) размещение заказа у единственного поставщика (гл. 6); д) размещение заказов на поставки биржевых товаров (гл. 7).

Определение конкретного способа размещения заказа осуществляется заказчиком или уполномоченным органом в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов (см., например, п. 4 ст. 10, ст. 42, 48, п. 2 ст. 55, ст. 56 Закона).

3. Для государственного (муниципального) заказчика, разместившего заказ, заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным (абз. 2 п. 1 коммент. ст.). Иное может быть предусмотрено законом (см., например, п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов).

О последствиях необоснованного отказа государственного (муниципального) заказчика от заключения государственного контракта см. коммент. к ст. 528 ГК.

4. Для поставщика заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом (см., например, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»; п. 2 ст. 5 Закона о поставках). При этом государственный (муниципальный) заказчик обязан возместить поставщику, для которого заключение контракта является обязательным, убытки, причиненные исполнением этого контракта (см. ст. 533 ГК и коммент. к ней). Исключения из этого правила установлены п. 3, 4 коммент. ст.

В случае необоснованного уклонения от заключения государственного контракта поставщик, для которого заключение контракта является обязательным, уплачивает законную неустойку (см. п. 2 ст. 5 Закона о поставках, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»). По смыслу закона указанная неустойка носит исключительный характер.

5. Пункт 2 коммент. ст. посвящен лишь случаям обязательности заключения поставщиком государственного контракта, установленным законом. Вместе с тем обязанность заключить государственный контракт может возникать и у лица, для которого принятие заказа не было обязательным, — в силу победы в торгах по размещению заказа, а иногда — в силу участия в таких торгах (см., например, п. 12 ст. 25, п. 5 ст. 27, п. 3.1 ст. 29, п. 12 ст. 35, п. 6 ст. 36, п. 13 ст. 37 Закона о размещении заказов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector