Особенности участия педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних

Статья 125 УПК РФ. Судебный порядок рассмотрения жалоб

  1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
  2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
    Положение части третьей статьи 125 в его конституционно-правовом истолковании не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет.
  3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
  4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
  5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
    1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
    2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
  6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
  7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый. Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают. Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК. Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Физическое и психологическое насилие при допросе обвиняемого

   О физическом и психологическом насилии, применяемом к обвиняемым при допросе, наверняка слышали все из различных новостей. Наше законодательство запрещает применять к обвиняемым указанные меры воздействия, однако, не смотря на отдельные случаи выявления так называемого «выбивания показаний», в правоохранительной системе мало, что меняется, тем более, что допросы производят за закрытыми дверями, каким-либо образом доказать впоследствии факт физического и психологического насилия является затруднительным.

   В случае применения к обвиняемому указанных мер воздействия, можно попытаться сообщить об этом своему защитнику, чтобы последний принял какие-то меры по защите его прав, также можно в судебном заседании сообщить о данных фактах суду, обратиться к своим родственникам, чтобы последние написали жалобу в прокуратуру.

   Понадобиться проявить упорство при защите своих прав, но следует быть очень осторожным и «не лезть на рожон», иначе последствия для обвиняемого могут быть очень плачевными, так как за закрытыми дверями приоритет остается за следственными органами.

ПОЛЕЗНО: на любое незаконное действие следователя — пишем жалобу, подробнее смотрите видео с дополнительными советами адвоката

Методики допроса потерпевших и свидетелей

Тактику допроса потерпевших и свидетелей каждый следователь избирает по собственному усмотрению, но она не должна выходить за рамки, установленные УПК РФ.

Во время этого процессуального действия следователь может использовать такие приемы:

  • стимулирование положительных особенностей характера гражданина;
  • оживление его ассоциативных связей;
  • создание максимально доверительной обстановки;
  • постановка уточняющих вопросов, позволяющих узнать у лица большее количество деталей произошедшего;
  • предъявление фотографий, видеозаписей и т.д.

Какие способы не могут быть применены

Психология допроса потерпевших и свидетелей предполагает, что эти стороны заинтересованы в поимке преступника, но также могут пытаться исказить обстоятельства происшествия, так как хотят защитить своих близких.


Однако это не должно становиться для следователя причиной применения запрещенных приемов.К ним можно отнести:

  • применение физической силы к гражданину (пытки и т.д.);
  • лишение его еды, питья или сна;
  • постановка наводящих вопросов;
  • прочие способы, нарушающие права лица.

Дистанционный допрос

К особенностям допроса потерпевших и свидетелей можно отнести и применение для его проведения систем видео-конференц-связи. Однако их использование пока разрешено только во время судебного разбирательства, а на стадии предварительного расследования это не допускается.

Проблема заключается в том, что на данный момент нет достаточного финансирования органов следствия для того, чтобы обеспечить их всеми необходимыми техническими средствами.

Допрос по гражданскому делу

Законодательство предусматривает проведение допроса подростков, если речь идет о гражданском делопроизводстве. Возрастные ограничения не предусмотрены

В случае развода родителей, суду важно понимать предпочтения детей, для принятия обоснованного решения относительно выбора родителя, с которым останется жить ребенок

Общие правила допроса аналогичны с требованиями, предъявляемыми к уголовному делопроизводству. Если без показаний несовершеннолетнего можно обойтись, ребенка не вызывают для беседы, а решение принимается по совокупной оценке сопутствующих обстоятельств.

Порядок допроса обвиняемого (подозреваемого) по УПК РФ

Прежде чем начать допрос следователь должен удостовериться в личности допрашиваемого лица, т.е. проверить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, подлежащего допросу.
Следователь разъясняет лицу его права и ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний

ВНИМАНИЕ: лицо вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга (супруги) и близких родственников, к которым процессуальный кодекс относит, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков.
В ситуации, когда лицо является иностранцем, следователь выясняет, владеет ли лицо русским языком, необходим ли ему переводчик.
Следователь сам выбирает тактику допроса. ВНИМАНИЕ: следователю запрещено задавать наводящие вопросы

Чаще всего, допрос заключается в вопросах следователя лицу, на которые допрашиваемый дает ответы.

В ходе допроса допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями. Также лицо может делать какие-то рисунки, чертить схемы, которые приобщаются к протоколу допроса. Если Вы что-то не помните, не надо гадать и придумывать, необходимо так и говорить, что «не помню», «надо посмотреть документы».
При допросе может производиться фотографирование, аудиозапись, а также видеосъемка, о чем должна быть сделана запись в протоколе допроса.
Свидетель на допрос к следователю может явиться с адвокатом, который по окончании допроса имеет право сделать заявления о нарушении прав и законных интересов свидетеля.
По окончании допроса лицо, допрос которого производился, должно ознакомиться с протоколом допроса и указать: «с моих слов записано верно, мною прочитано». ВНИМАНИЕ: протокол допроса должен содержать информацию о всех выполненных в ходе допроса действиях, а именно, разъяснении прав, ведение видеосъемки, предоставлении вещественных доказательств, приобщении начерченных схем и т.д.

   ВАЖНО: внимательно прочитать свой протокол допроса и поставить подписи на каждой странице протокола допроса. Встречаются ситуации, когда следователь предлагает подписать протокол допроса, при этом не разъясняет, что перед тем, как поставить подпись, протокол необходимо прочитать, более того, следователь может сказать: «Что там читать, я с ваших слов все записывал (печатал)» — в этом случае лучше дважды прочитать протокол, поскольку информация следователем может быть искажена или записана таким образом, что смысл показаний меняется

Никто не говорит, что следователь умышленно может исказить информацию, но все-таки такое может быть.

   СОВЕТ АДВОКАТА: прочитав протокол и увидев, что Ваши показания записаны не так, как Вы их давали, необходимо написать замечания в самом протоколе допроса, прежде чем подписывать такой протокол допроса или попросить следователя внести дополнения и уточнения в протокол. В ином случаев, Вы потом не сможете доказать, что такие показания не давали.

   Хотя в судебной практике бывают случаи, когда свидетели приходят на допрос в суд и объясняют, что давали не такие показания, и следователю сказали о том, что на суде все равно скажут, как было. НО такие случаи не могут гарантировать, что впоследствии свидетель не будет привлечен к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ведь в протоколе допроса допрашиваемое лицо подпись поставило.

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору

Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору

Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Статья 278 УПК РФ. Допрос свидетелей

  1. Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие недопрошенных свидетелей.
  2. Перед допросом председательствующий устанавливает личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и потерпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса, о чем свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания.
  3. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами.
  4. Допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия с разрешения председательствующего, который при этом учитывает мнение сторон.
  5. При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.
  6. В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

Соблюдение конфиденциальности

В 2013 году в ФЗ «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс РФ были введены нормы, запрещающие публикацию сведений детях, пострадавших от преступлений. Прежде всего, такой запрет касается публикации ФИО, фото, видеоматериалов, аудиозаписи голоса и иных признаков, позволяющих идентифицировать ребенка. Целью введенной нормы является недопущение распространение информации, касающейся преступлений против половой неприкосновенности детей, против их здоровья и т.д. среди населения. Такой запрет логически обоснован, поскольку хорошо информированные о преступлении недобропорядочные соседи и подростки могут нанести колоссальный психологический вред ребенку обсуждениями, насмешками, обидными разговорами.

Законом разрешено публиковать сведения о несовершеннолетнем потерпевшем только в исключительных случаях – например, когда ребенок объявлен в розыск и его жизни угрожает опасность.

За нарушение запрета распространения сведений о потерпевшем возраста до 16-ти лет, для виновного представителя СМИ может наступить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ (наказание может быть в виде лишения свободы сроком до 5 лет).

Сколько должен длится допрос несовершеннолетнего?

Поскольку несовершеннолетние подростки еще находится в стадии физического и психологического развития, то и долгие допросы могут негативно повлиять на его психику, да и просто довести до сильного утомления.

Поэтому закон установил временные ограничения для проведения допроса:

  1. Непрерывный допрос несовершеннолетнего – два часа;
  2. Общее количество часов допроса в день – не более четырех часов.

Кроме того, в законе нет прямого указания, но юристы рекомендуют напоминать следователям об окончания времени допроса за 15-20 минут до конца, чтобы подросток успел ознакомиться с протоколом ведения допроса, а также это успел сделать и его педагог.

Порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Подобно потерпевшему и свидетелю, подозреваемый и обвиняемый практически уравнены в правах, поэтому и требования к их допросу почти идентичны. Единственное различие – обвиняемому перед допросом обязательно предлагается выразить свое отношение к предъявленному обвинению, то есть пояснить, признает ли он вину полностью, частично или не признает вовсе.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого также имеет свои особенности, в частности (ст. 425 УПК РФ):

  • продолжительность – не более 2 часов подряд и не свыше 4 часов в общей сложности в течение дня;
  • обязательное присутствие педагога или психолога при допросе подозреваемого или обвиняемого младше 16 лет либо старше, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии;
  • обязательное участие защитника, вне зависимости от возраста допрашиваемого.

Обратите внимание! Участие защитника, то есть адвоката, обязательно при производстве абсолютно любого следственного действия с несовершеннолетним фигурантом. Даже если сам фигурант от этого отказывается и намерен защищать себя сам (п

2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ).

Все перечисленные требования к допросу несовершеннолетнего УПК РФ в полной мере распространяет на подсудимого – обвиняемого, в отношении которого уже назначено судебное разбирательство.

Важно! В случае с подсудимым требование к продолжительности допроса касается исключительно самого допроса, к длительности судебного заседания оно не относится. Так, Верховный суд РФ кассационным от 09.12.2008 № 24-О-08-6 оставил без удовлетворения кассационную жалобу защиты, в том числе в части исключения из объема доказательств протокола допроса несовершеннолетнего подсудимого в связи с продолжительностью судебного заседания более 2 часов без перерыва

Так, Верховный суд РФ кассационным от 09.12.2008 № 24-О-08-6 оставил без удовлетворения кассационную жалобу защиты, в том числе в части исключения из объема доказательств протокола допроса несовершеннолетнего подсудимого в связи с продолжительностью судебного заседания более 2 часов без перерыва.

Суд подчеркнул, что в ст. 425 УПК РФ речь идет о длительности допроса, а не всего судебного заседания.

Бланки протоколов допроса несовершеннолетних подозреваемого можно скачать по ссылкам:

Участие законного представителя

Правила участия законного представителя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, в целом идентичны условиям присутствия законных представителей при допросах потерпевшего и свидетеля. Например, так же, как и при допросе свидетеля, следствие и суд вправе не допустить представителя к участию в допросе, если его действия наносят вред интересам представляемого.

Этот момент детализирован в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 № 1, согласно которому действиями, причиняющими вред, признаются:

  • невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию представляемого;
  • уклонение от участия в процессе (неявка к следователю, в суд без уважительных причин и т.д.);
  • воспрепятствование установлению обстоятельств дела;
  • злоупотребление правами законного представителя (например, понуждение к даче показаний) и т.д.

В случае отвода законного представителя следователь или суд обязаны обеспечить участие другого законного представителя (ч. 4 ст. 426, ч. 2 ст. 428 УПК РФ).

Важно! Неявка законного представителя в суд не приостанавливает разбирательства при условии, что он был извещен о необходимости присутствия надлежащим образом. Кроме своей прямой функции законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может быть наделен полномочиями защитника

Это возможно исключительно на стадии судебного следствия и при отсутствии оснований для отвода (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ)

Кроме своей прямой функции законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может быть наделен полномочиями защитника. Это возможно исключительно на стадии судебного следствия и при отсутствии оснований для отвода (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ).

Обратите внимание! Допуск законного представителя в качестве защитника не отменяет обязательного участия адвоката (ч. 2 ст

49 УПК РФ).

Допрос потерпевшего

При вызове, допросе потерпевшего и составлении протокола применяются правила статей 188-191 УПК, установленные для допроса свидетеля. Вместе с тем имеется определенная специфика, обусловленная особенностями процессуального статуса потерпевшего, определенного ст. 42 УПК. Согласно этой статье потерпевшим является:

  • физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный и моральный вред,
  • юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

О признании потерпевшим органы расследования, прокурор, суд выносят соответствующее постановление. Потерпевший в досудебных стадиях уголовного процесса вправе:

  • знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
  • давать показания;
  • отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет;
  • пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  • иметь представителя;
  • участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
  • получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу;
  • знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе, с помощью технических средств (ст. 42 УПК РФ).

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, его права переходят к близким родственникам.

В соответствии со ст. 42 УПК потерпевший обязан явиться по вызову органа, производящего расследование, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. При неявке потерпевшего без уважительной причины он может быть подвергнут приводу.

Потерпевший несет уголовную ответственность за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК и за дачу заведомо ложных показаний — по ст. 307 УК, а за разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 310 УПК РФ.

Потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также о своих взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым (ст. 78 УПК). Как и в отношении свидетеля, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые потерпевшим, если он не может указать источник своей осведомленности.

  • Процессуальные основы допроса
  • Допрос как наиболее распространенное средство получения доказательств и его место в системе следственных действий
  • Процессуальная регламентация допроса свидетеля и потерпевшего
  • Процессуальная регламентация допроса подозреваемого и обвиняемого
  • Процессуальные особенности допроса эксперта
  • Процессуальный порядок допроса на очной ставке
  • Психологические и нравственные основы допроса
    • Психологические процессы у потерпевших и свидетелей-очевидцев преступления
    • Психические состояния и психология лиц, совершивших преступления
    • Нравственные основы допроса и проблема установления психологического контакты с допрашиваемым
  • Тактические основы допроса
    • Тактические приемы устранения добросовестного заблуждения допрашиваемого
    • Тактические приемы допроса, основанные на психологическом воздействии на допрашиваемого, дающего ложные показания
    • Использование доказательств на допросе для разоблачения лжи
  • Использование показаний в процессе расследования преступлений
    • Использование показаний в качестве основания и в процессе производства других следственных действий
    • Особенности использования показаний на очной ставке
    • Использование показаний для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений
    • Использование показаний в обвинительном заключении
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector