Компьютерные технологии и их использование

КТ и музыкальное образование

В нашей стране имеется молодая, но при этом весьма динамично развивающаяся область знаний. Это музыкально-компьютерные технологии, находящиеся на стыке между искусством и техникой. Они предоставляют человеку возможность постоянно совершенствоваться в творчестве и обучаться его новым граням.

Музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании нередко присутствуют в современных ДОУ. Они позволяют в большей степени раскрыть дидактические и педагогические функции учебных методик и реализовать их потенциальные возможности.

В целом самым распространенным способом использования информационных технологий является применение мультимедийных обучающих средств. Компьютерные программы помогают развивать музыкальный слух, проводить прослушивание произведений композиторов, осуществлять аранжировки, импровизации и редактирование инструментального текста. С помощью ПК можно проигрывать мелодии с «оркестром» и проводить их музыкально-слуховой анализ. Компьютер также может быть использован в качестве средства нотного набора содержания музыкального произведения.

Не отстает от требований времени и современный детский сад. В нем также используется компьютер, позволяющий сформировать у ребенка художественный вкус и развить его творческий потенциал, что будет способствовать гармоническому развитию личности в целом.

Использование компьютера делает образовательную деятельность не только современной, но и привлекательной, осуществляя при этом индивидуализацию обучения. Помимо этого, с помощью ПК педагог способен своевременно контролировать проделанную работу и подводить итоги.

Примерами использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ являются:

  • театрализованные игры;
  • сказки-шумелки;
  • пальчиковые и речевые игры;
  • занятия-посиделки.

Благодаря использованию компьютерных технологий праздники, утренники и развлечения в детском саду проходят интересно, красочно и ярко. Это позволяет малышам приобретать умение слушать музыку и понимать ее

Кроме того, у них развивается память, внимание и чувство ритма, они начинают проявлять себя в игре, в пении, театрализованных представлениях. Использование таких средств делает процесс обучения ребенка наиболее эффективным, открывая новые горизонты музыкального образования как для детей, так и для педагогов

Зачем в управлении технологии?

Применение современных компьютерных технологий в данной отрасли обусловлено повышением эффективности работы управляющего персонала. Что подразумевает под собой повышение эффективности? Например:

  • оптимизация времени, выделяемого на работу со специалистами;
  • упрощение документооборота (работа с каждым сотрудником подразумевает оформление специально для него значительной документальной базы);
  • повышение эффективности передачи информации (своевременное и четкое донесение любых данных – один из факторов успешного функционирования любой организации).

Правда, внедрение данных технологий требует внесения серьезных изменений в деятельность всей отрасли. В частности, это касается:

  • структуры менеджмента;
  • регламентов и документов, на основании которых осуществляется управление персоналом;
  • потенциала специалистов;
  • системы ведения учета документов;

Это имеет отношение и к системе передачи информации. Все их связывает технология компьютерного управления.

Как решить эти проблемы?

Сразу стоит понять, что полностью заменить преподавателя компьютерной образовательной технологией не удастся, поэтому вышеописанные проблемы получится устранить лишь частично. Что именно необходимо сделать хотя бы для этого?

Во-первых, определить приоритетные направления в образовании, где компьютеры смогут упростить работу преподавателей, оптимизировав их время. Например, заполнение журналов, составление и проверка тестов – как минимум эти виды деятельности можно отдать на откуп компьютерам.

Во-вторых, при оптимизации категорически запрещено забывать о качестве образовательного процесса. Например, можно составить тесты для проверки знаний и из года в год давать ученикам одинаковые варианты, на которые спустя время будут известны ответы, и никто ничего не будет учить, а можно хотя бы генерировать эти тесты случайным образом, меняя местами вопросы и изменяя численные данные.

Особенно важно уделить значительное внимание обучению преподавателей работе с современными компьютерными технологиями

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использованиеинформации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

  • сформировать у учащихся устойчивую мотивацию;
  • повысить скорость и качество овладения учебным материалом;
  • активизировать способности студентов;
  • использовать в преподавании современный материал и дополнительные современные ресурсы;
  • повысить эффективность учебного процесса;
  • дать учащимся основы самостоятельной работы в поиске и применении информации;
  • способствовать повышению интереса к предмету.

Источник

Тенденции использования КТ

Каким образом используются компьютерные технологии в сфере образования? На сегодняшний день в этом направлении существует две тенденции. Одна из них представляет собой персонализацию процесса обучения, а вторая – его технологизацию.

Первая из этих двух тенденций предполагает поддержание обратной связи, то есть контакта преподавателя и обучающегося при применении техники. Вторая – существенное расширение аудитории учеников.

При персонализации обучающийся является активным участником получения и передачи информации. А вот технологизация, при которой рассматриваются масштабные образовательные электронные моменты, ограничивает роль ученика лишь потреблением материала и его усвоением.

И тот и другой подход находят свое использование при очном обучении. Однако при применении компьютерных технологий в сфере образования данные концепции переходят совсем в иное качество, обретая новую жизнь. Например, лекционный материал учащимся может быть прослушан не только в стенах учебного заведения. С ним можно ознакомиться в любом другом месте, где есть каналы цифровой связи и соответствующие устройства. В этом случае обычная подача учебного курса меняется на электронную систему изложения материала, где основной текст нередко дополнен статьями и заметками, позволяющими получить углубленные знания.

ИКТ технологии в образовании

Что такое ИКТ в школе ? Это часть образовательного процесса. Ведь сегодня уже сложно себе представить обучение без технических, информационных, полиграфических, аудиовизуальных средств. Так, например, уроки презентации в начальной школе, средних и старших классах давно стали привычным и обыденным явлением.

Применение информационно-компьютерных технологий позволяет реализовывать следующие задачи обучения:

  • организации процесса познания;
  • индивидуализации учебного процесса;
  • развития системного мышления;
  • построения открытой системы образования;
  • создания эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Многообразное применение и использование средств информационно-коммуникационных технологий формирует человека, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получая необходимую информацию из многочисленных источников; умеющего ее анализировать, строить модели, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Информационно коммуникативные технологии развивают обучающихся, готовят их к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Это выражается в развитии у них следующих качеств:

  • наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, теоретического, творческого видов мышления;
  • коммуникативных способностей;
  • эстетического восприятия за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологий мультимедиа;
  • умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложной ситуации (для этого используются ситуационные компьютерные игры, ориентированные на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • умения осуществлять обработку информации (информационная культура).

Происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышается эффективность и качество процесса обучения;
  • усиливаются побудительные мотивы (стимулы), обуславливающие активизацию познавательной деятельности;
  • за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, углубляются межпредметные связи при решении задач из различных предметных областей.

Исследования во всем мире показали, что ИКТ могут повысить эффективность обучения школьников, улучшить сами методы обучения.

Отчет, сделанный Национальным институтом мультимедийного образования в Японии, доказал, что широкое использование ИКТ в образовательном процессе и интеграция технологий в учебную программу оказывает значительное положительное влияние на достижения обучающихся.

Результаты, в частности, показали, что учащиеся, которые постоянно сталкиваются с технологиями в процессе обучения, обладают лучшими знаниями, навыками презентации, инновационными средствами и методами получения и обработки информации и готовы приложить больше усилий для обучения по сравнению со своими сверстниками.

Новые тенденции

Внедрение ИКТ в образование — это ответ для тех, кто спрашивает, как можно увеличить число учеников без увеличения учебных площадей и количества преподавателей.

Различные устройства / технологии в области ИКТ включают в себя:

  • доступ к учебным материалам через удаленные устройства,
  • цифровые онлайн репозитории (хранилища данных) для лекций, материалов курса и цифровой библиотеки,
  • облачные платформы управления обучением для проведения онлайн-уроков,
  • широкое применение ноутбуков, планшетных компьютеров, аудиоплееров, проекторов, электронных досок и т. д.

Кроме того, растущее число массовых открытых онлайн-курсов, говорит нам о том, что существует огромная потребность в средствах обучения вне класса. Будущее наших образовательных учреждений будет зависеть от того, смогут ли они удовлетворить эти потребности.

ИКТ в образовании: инструменты и сценарии

Виды обучающих систем в образовании

К основным средствам компьютерных технологий в образовании относятся следующие образовательные системы (далее ОС):

  1. Автоматизированная ОС. Она представляет собой человеко-машинную систему, которая используется с целью управления познавательной деятельностью. К автоматизированным ОС, например, относятся электронные учебники по различным дисциплинам.
  2. Экспертно-обучающая ОС. Особенность данной ОС состоит в том, что она способна подстраиваться под уровень знаний ученика или студента в процессе обучения, оценивая его познавательный потенциал и объем знаний, который он усвоил в результате занятия.

Все программные средства, направленные на осуществление образовательной деятельности, создаются с помощью авторских инструментальных сред. К ним относятся различные программы, в которых можно моделировать физические процессы, управлять объектами или составлять алгоритмы решения.

Примерами таких сред служат:

  • NI Multisim;
  • AutoCAD;
  • MATLAB.

На самом деле подобных программ огромное количество.

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Применение компьютерных технологий

В настоящее время широкую огласку получила всемирная компьютерная сеть Internet. Iinternet это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Началом ее была распределенная сеть Arpanet, которая была создана по заказу Министерства обороны США для связи между собой компьютеров этого министерства.

В районе 1993-94 годов ситуация в Internetв корне переменилась. Причиной этому стало появление в сети новой службы — World Wide Web, в буквальном переводе — всемирной паутины (сокращенно ее называют W или Web). Простота использования этой службы привела к тому, что в Internet стали подключаться все — домохозяйки и бизнесмены, преподаватели и студенты и т. д.

Следующей сферой применения компьютеров стала промышленная индустрия. Создание высоконадежных систем управления позволило повсеместно автоматизировать процессы изготовления различных товаров, оборудования, линии сборки в автомобильной промышленности. Процессы автоматизации позволили сократить участие человека в процессе производства до минимума.

Одной из самых дорогих и трудоемких сфер использования компьютеров является военная сфера. Эта сфера с самого начала создания компьютерных систем шла несколько иным путем. В ней компьютер всегда выступал как оружие или, по крайней мере, как средство управления оружием. В результате этого появились системы управления и наведения ракетными комплексами, наземными и подводными видами оружия. Появились системы обнаружения, отслеживания и поражения вероятного противника.

Не забудем и еще об одной сфере применения компьютерных технологий — навигация. С помощью специальной техники, связавшись со спутником на орбите, туристическая группа (а также геологи, археологи и т.д.) в любом, даже самом глухом уголке земного шара, может определить свое местонахождение и выбрать дальнейший маршрут с точность до десятка метров.

Благодаря быстродействию компьютеров появились электронные переводчики, обладающие к тому же памятью на десятки тысяч слов и выражений. Такой переводчик в течение нескольких секунд может переводить тексты и выражения, облегчая общение между людьми говорящими на разных языках.

В сфере правоохранительных органов компьютер значительно облегчил идентификацию и поиск преступников. Если раньше идентификация преступника по отпечаткам пальцев занимала от нескольких часов до нескольких недель, то сейчас, благодаря компьютеризации и созданию базы данных, эта операция занимает всего несколько секунд или минут.

В киноиндустрии компьютер позволил создавать такие эффекты, о которых раньше и не задумывались. Знаменитый фильм «Парк юрского периода» на 80% состоит из компьютерной графики, то же самое можно сказать о многих фильмах и мультфильмах.

КТ и дошкольное образование

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что информационно-компьютерные технологии прочно вошли практически во все сферы жизни человека. Затронули они и тот воспитательно-образовательный процесс, который имеет место в ДОУ. Главная цель внедрения компьютерных технологий в дошкольное образование – создание в таком учреждении единого информационного пространства, позволяющего создать связи между администрацией, педагогами, детьми и их родителями.

Средства КТ оказывают огромную помощь воспитателю. Они позволяют ему разнообразить образовательный процесс и повысить качество своей работы с родителями детей.

Компьютерные технологии в системе образования, применяемые в ДОУ, позволяют педагогу почувствовать себя более комфортно в постоянно меняющихся условиях. Ведь тот, кто владеет приемами КТ, способен создать электронные дидактические ресурсы, а также обретает умение моделировать и планировать занятия таким образом, чтобы максимально эффективно решать образовательные задачи, а также повышать мотивацию и познавательную активность малышей. Помимо этого, компьютерные технологии в дошкольном образовании и самообразование – вещи, неразрывно связанные между собой. Ведь КТ помогает малышам активно познавать мир, не пользуясь при этом помощью взрослого.

Все методы обучения детей в ДОУ можно подразделить на две группы, а именно по источнику знаний, а также по принципу познавательной деятельности. Первое из этих двух направлений предполагает использование:

Демонстраций. Данный метод применяют для визуализации изучаемых процессов, явлений и объектов, которые познаются дошкольниками. Иллюстраций. При использовании этого метода педагог показывает своим воспитанникам сами явления, процессы и предметы на рисунках или фотографиях, то есть в их символическом изображении. Практических методов. Они направлены на формирование навыков и умений. К ним относят и упражнения

Они позволяют развивать у детей речь, внимание, память, познавательные способности, личностные умения и вырабатывают навыки их применения. Примером использования новых компьютерных технологий в образовании является применение графического редактора Paint

В нем можно создавать и редактировать рисунки.

Второе направление, которое предполагает применение познавательной деятельности, подразумевает использование следующих методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративного. Он предполагает подачу словесных объяснений с одновременным привлечением наглядности.
  2. Проблемного изложения. Данный метод предполагает самостоятельную работу детей.
  3. Частично-поискового. При его использовании поставленные задачи дошкольники решают совместно с педагогом.
  4. Дидактических компьютерных игр.

Какой метод будет выбран педагогом? Все будет зависеть от возможностей детей и их психофизиологических, а также возрастных особенностей. Из числа компьютерных технологий в области образования, используемых в ДОУ, могут быть применены:

  • электронные презентации для детей;
  • программные мультимедийные средства;
  • электронные энциклопедии;
  • дидактические компьютерные игры.

Для создания слайд-шоу и презентаций педагогом может быть использована программа Microsoft Power Point. Такой продукт эффективен как дидактический и наглядный материал.

Актуальность применения КТ

Возникновение компьютерных технологий в образовании позволило создать качественно новую учебную среду. Она стала основой для развития, а также модернизации уже существующей системы.

Сегодня компьютерные технологии в образовании находятся на ключевых позициях практически всех этапов получения знаний. При этом они выполняют одновременно несколько функций. Так, компьютерные технологии в образовании являются инструментами, а также объектами познания. Именно поэтому их использование обеспечивает революционное развитие системы обучения. Относясь к классу инновационных, они позволяют быстрее накопить интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем станет гарантией устойчивого развития общества.

Роль родителей

Родители используют совокупность методов и инструментов, чтобы следить за своими детьми, пытаясь догнать сегодняшний технологический бум, чтобы быть со своими детьми и держать их в безопасности.  Они абсолютно разумны в этом.

Избавляясь от своих внутренних техно-страхов, родители пытаются помочь своим детям, изучая интернет.

Некоторые школы дают задания и мероприятия своим ученикам в интернете. Поэтому родители тоже готовятся ко всем этим мероприятиям. Родители также собирают образовательный контент в виде загрузок и т. д. для  детей, чтобы улучшить их опыт обучения. Сегодня родители должны учить своих детей онлайн и оффлайн этике и этикету.

Родители также должны помочь детям быть избирательными в использовании технологий для обучения, а также в развлекательных целях, моделируя навыки обучения на протяжении всей жизни и контролируя использование  детьми программного обеспечения и интернета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector