Применение национального режима в закупках по 44-фз

Содержание:

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

  • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
  • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
  • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
  • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

Запреты закупок турецких продуктов питания

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление №1457 от 29.12.2015. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 г. президент отменил эти специальные экономические меры указом №244 от 31.05.2017.

Продолжает действовать запрет на турецкие продукты 44-ФЗ. По постановлению правительства №1296 от 30.11.2015 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Суть национального режима

Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:

  • заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
  • ограничение на закупку иностранных товаров;
  • условия их допуска на рынок госзакупок.

На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.

Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках

Запрет

Ограничение

Условия допуска

Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет.

Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производится

Правило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей.

Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) – достаточно одной заявки с российским товаром

Заявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию.

Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2)

Примеры: иностранное ПО, товары машиностроения Примеры: медизделия и препараты, радиоэлектроника Самые разные товарные группы

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет, поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон. Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда. Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Практические примеры

Рассмотрим несколько практических примеров, чтобы наглядно показать, как работать с механизмом допуска согласно Приказу Минфина № 126н.

1. Проводится запрос котировок
Начальная максимальная цена контракта — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Страна происхождения не указана. Цена = 909 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Кто будет выбран победителем при условии соответствия заявки и по какой цене может быть заключен контракт?

Это запрос котировок, следовательно, применяется оценочный метод. В составе первой части заявки должна быть представлена информация о стране происхождения товара. Участник № 2 ничего не указал, значит, его заявка должна быть отклонена заказчиком. Рассматриваться будут две заявки о поставке иностранного товара, то есть условия допуска не работают. Решение будет приниматься исходя из наименьшей предложенной цены контракта. Победитель — иностранный товар по цене 909 тыс. руб.

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ подходы к заявкам с неуказанной страной происхождения не совпадают. Если заказчик работает в рамках 223-ФЗ, то там, во-первых, нет перечня, к которым применяется Нацрежим, во-вторых, первая часть заявки не должна содержать страну происхождения, она просто будет признана иностранной, но не отклонена.

В закупках по 44-ФЗ неуказанная страна происхождения товара в первой части заявки является причиной отклонения такой заявки. Сведения о стране — это условие контракта, поэтому эта информация будет отражена даже в реестре контрактов.

2. Запрос предложений в рамках Нацпрограммы
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 900 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Все участники — «иностранцы». Запрос предложений — оценочный метод. Нацпрограмма говорит о том, что преференция будет в размере 20%. Условия допуска не работают, поскольку все заявки с товаром иностранного происхождения, следовательно, победитель определяется по наименьшей предложенной цене. Победит участник, предложивший 900 тыс. руб. Уменьшения цены контракта на процент преференции не осуществляется, потому что условия допуска не сработали.

3. Электронный аукцион (Нацпроект)
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Смешанный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена =900 тыс. руб.
  • Российский товар. Цена = 909 тыс. руб.

В аукционе участвуют участники с товаром российского происхождения, при этом выигрывает «иностранец». Оценка заявок на аукционе осуществляется в два этапа: анализ первых частей заявок (если это не строительство) и анализ вторых частей заявок. Окончательно победитель определяется на этапе вторых заявок, когда результаты аукциона известны. Предположим, что вторые части заявок не вызывают вопросов — они соответствуют установленным требованиям

Обратите внимание на то, что на участие в закупке подали заявки лица, предложившие российский товар, значит, условия допуска будут работать. Есть «иностранец» подался с наименьшей ценой, то он и победит, потому что, в отличие от конкурса, запроса котировок и предложений, вычета не происходит

Роль играет именно цена предложений: раз наименьшую цену товара предлагает поставщик с иностранным товаром, то он становится победителем. Эта закупка проводится в рамках Нацпроекта, значит, уже после признания его победителем от его цены будет вычитаться еще 20%. Цена контракта: 720 тыс. руб.

4. Проводится конкурс
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Товар из Киргизии. Цена = 920 тыс. руб.
  • Товар из Беларуси. Цена =900 тыс. руб.
  • Товар из России. Цена = 909 тыс. руб.

Если это конкурс, то в конкурсе применяется оценочная система, устанавливаются ценовые и неценовые критерии. Для ценового критерия используется оценка цены, расходов. В данном случае есть цена, следовательно, необходимо определиться, каким образом будет осуществляться оценка заявок для определения максимального количества баллов по цене.

Среди участников — страны ЕАЭС, значит, условия допуска не работают. Цена, по которой контракт заключен, будет определяться по наименьшей позиции. В данном случае — это товар Беларуси. Для цели оценки отнимать 15% не надо, потому что участники находятся в равных преференциальных условиях. Если бы среди участников был бы хотя бы один «иностранец», цены вычислялись бы с учетом преференций, ну а поскольку тут «иностранцев» нет, условия допуска не работают и остается исходить только из цены.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Топ‑3 вопроса, связанные с особенностями применения Приказа Минфина №126н
98 КБ

Национальный режим по 44-ФЗ — перечень товаров, запрещенных для госзакупок

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — постановление № 616) утверждены новые правила работы с запретами и ограничениями в отношении товаров/работ/услуг иностранного производства для госнужд.

Так, запрещены закупки иностранных товаров (пп. 1–2 постановления № 616):

  • Для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • Входящих в утвержденный перечень, прилагаемый к постановлению № 616. В этот список входят товары различных категорий, среди которых одежда (в т. ч. защитная), обувь, различные измерительные приборы, автотранспорт, железнодорожный транспорт и др.

Вывод! Иными словами, заказчику необходимо понимать, что если во время проведения торгов подана заявка, содержащая предложение о поставке вышеуказанной продукции иностранного происхождения, то она должна быть отклонена.

Когда нацрежим не применяется

Можно не соблюдать его в отношении товаров/работ/услуг, происходящих из стран ЕАЭС, а также в нижеперечисленных случаях:

  • закупаемый товар в принципе не изготавливают на территории РФ;
  • приобретается 1 единица товара, стоимость которой не выше 100 тыс. руб., или несколько таких товаров, общая стоимость которых составляет не более 1 млн руб.;
  • закупаются расходные материалы и запасные части, а также товары, которые должны быть совместимы с приобретенными ранее;
  • закупаются расходные материалы и запасные части к машинам и механизмам, которые уже эксплуатирует заказчик;
  • закупки осуществляются для нужд ФСБ, ФСО, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента РФ и некоторых других государственных учреждений.

Обратите внимание! Подтверждением российского производства продукции является наличие сведений о ней в реестре российской промышленной продукции (найти его можно в информационной системе Минпромторга по этой ссылке). А подтверждением производства товара в ЕАЭС выступает наличие сведений о нем в реестре евразийской промышленной продукции

Участники торгов представляют выписки из реестра.

Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:

  • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
  • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
  • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
  • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
  • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015. 

Как работают постановления

Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления. 

Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
  • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

Исключения

Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении

Закупка лекарства из перечня ЖНВЛП

Правительство РФ ограничило закупки импортных лекарств постановлением от 30 ноября 2015 г. № 1289. Ограничения установлены для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Нормы постановления № 1289 не распространяются на товары, которые произвели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основной механизм – «Третий лишний». Заявку с иностранным ЖНВЛП отклоняйте при наличии двух предложений от участников с ЖНВЛП только из ЕАЭС. Участники, которые предлагают лекарства из стран ЕАЭС, должны подтвердить страну происхождения сертификатом формы СТ-1. Механизм «включается» при любых конкурентных процедурах, когда одновременно:

· помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;

· заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе в них есть СТ-1;

· в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей и не входящие в одну группу.

Смешанный лот допускается. Однако лучше избегать смешанной закупки – ФАС принимает противоречивые решения, в ряде случаев указывает на ограничение допуска для продукции, не входящей в постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289.

Механизмы импортозамещения

Всего можно выделить три основных механизма импортозамещения и отдельно выделить точечную поддержку для отдельных видов отечественной продукции и производителей.

 

Ситуация: нужно ли бюджетному учреждению, которое проводит электронный аукцион, применять национальный режим и следовать правилам статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Да, нужно. Исключений в отношении бюджетных учреждений статья 14 Закона № 44-ФЗ не содержит.

По Закону № 44-ФЗ работают государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки с учетом особенностей частей 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Закупки медизделий

Заказчики, которые закупают медицинские изделия, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. Правительство установило разные ограничения для закупок медизделий – в зависимости от вида товара. Кроме ограничений допуска, предоставьте преференции поставщикам товаров из ЕАЭС. Страну происхождения товаров заказчик определяет по сертификату СТ-1.

Применяйте национальный режим при закупке медизделий, которые определило Правительство. Установите ограничения, когда закупаете:

· изделия из перечня № 1;

· изделия из ПВХ-пластиков из перечня № 2;

· коронарные стенты и катетеры.

Правила установлены постановлениями Правительства от 5 февраля 2015 года № 102, от 14 августа 2017 года № 967 и от 4 декабря 2017 года.

Основные правила:

Правила

Перечень 1

Перечень 2

Коронарные стенты и катетеры

Механизм

«Третий лишний» – отклоните заявку с иностранным товаром при двух заявках с товарами только из ЕАЭС

Если хотя бы одна заявка от поставщика из спецреестра, то отклоняйте все заявки от участников, которых нет в реестре

При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняйте (до 1 июля 2018 г.)

Смешанный лот

Объединять в одной закупке продукцию из перечней и не из них запрещено

Чем
подтвердить
страну
происхождения

Сертификатом СТ-1

Не установлено

Сертификатом СТ-1.
Подтверждением от Минпромторга – до 30 ноября 2017 года.
Заключением Минпромторга – с 1 декабря 2017 года

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

В полной версии 44-ФЗ “О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта. 
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Товары легкой промышленности

Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.

При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.

Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.

Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее — минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;

2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;

3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.

Спортивное оружие и боеприпасы

Постановление № 1119 от 20 сентября 2018 года.

Закупать боеприпасы и спортивное оружие нужно по правилу «третий лишний». То есть если поданы 2 закупки с товаром из ЕАЭС разных производителей, иностранный товар нужно отклонить. Не применяют это правило при закупках:

  • которые проводятся за границей;
  • товаров для спорта высших достижений (олимпийской сборной и т. д.);
  • запчастей и комплектующих к уже имеющемуся оружию.

В качестве подтверждающих документов можно представить:

  • сертификат СТ-1, полученный в Торгово-промышленной палате;
  • заключение Минпромторга о том, что в России нужный товар не производится.

Как проверить ОКПД2 на национальный режим?

Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.

Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.

На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:

На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).

Рисунок 1

Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).

Рисунок 2

Рисунок 3

Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).

Рисунок 4

Мебель и продукция деревообработки

Постановление № 1072 от 05 сентября 2017 года.

В постановлении указано, какую именно мебель иностранного производства закупать запрещено. Также не может быть закуплена мебель, произведенная в России из импортного сырья. Смешанные лоты делать можно, но нужно подтвердить  взаимосвязь товаров – функциональную и технологическую.

Правила национального режима для товаров из этого постановления простое: продукцию, которая входит в перечень, закупать нельзя. То есть заявку, содержащую такой товар, нужно отклонить. Можно покупать лишь ту мебель и товары деревообработки импортного производства, которые не производятся в России и других странах ЕАЭС.

Подтвердить происхождение товара можно такими документами:

  1. Копией специнвестконтракта, заверенной руководителем организации, являющейся его стороной.
  2. Актом экспертизы, выданным ТПП (приказ ТПП РФ от 30 мая 2018 года № 52).
  3. Заключением Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции в РФ.
  4. Сертификатом СТ-1 (приказ ТПП РФ от 02 апреля 2018 года № 29).

Новшества: изменения в нацрежиме с 11 августа

ФЗ «О внесении изменений…» от 31.07.2020 №249-ФЗ закрепил ряд нововведений в закон №44-ФЗ. В отношении применения нацрежима в госзакупках имеются следующие новшества.

  1. Правительство РФ будет устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом Правительством же будет определен и перечень таких российских товаров. Иными словами, сейчас заказчик при участии в госзакупках должен будет в обязательном порядке закупить товары или услуги именно российского производства не менее установленного законодательством объема от всей закупки.
  2. Заказчики теперь обязаны составлять отчет об объеме закупок российских товаров, и размещать его в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если по итогам года заказчик не сможет совершить необходимый минимальный объем закупок российских товаров (или услуг), то он должен будет подготовить и разместить в ЕИС также обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров. Порядок подготовки отчета и обоснования невозможности будет определен Правительством РФ, так же как и регламент их оценки уполномоченным органом. Этим тонкостям посвящена новая статья 30.1 закона №44-ФЗ.

Важно! Законодатель указал, что положения ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в т.ч

с учетом рассмотренных выше нововведений) об импортозамещении не применяются при закупках для нужд безопасности государства (в т.ч. в целях обеспечения органов внешней разведки, ФСБ, в целях осуществления мер госохраны и т.д.).

В целях обеспечения возможности исполнения заказчиками новых обязательств по минимальной закупке российских товаров, Правительство РФ будет регулировать особенности определения (ч. 25 ст. 22 закона №44-ФЗ):

  • начальной (максимальной) цены контракта;
  • цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,
  • на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров.

Кроме того, в правилах описания объекта закупки (ст. 33 закона №44-ФЗ) добавлен пункт 1.1: теперь заказчик при описании объекта закупки в закупочной документации обязан указывать характеристики российского товара, в т. ч. содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В каких случаях применяется нацрежим

В тендерах нацрежим реализуют через: 

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

Нацрежим на практике

Применение запрета

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний». Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью. Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему. Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Преференции нет

Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложений

Аукцион

В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155

Закупка признана несостоявшейся

Все заявки содержат предложения поставки иностранного товара

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет
менее 50%

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет
более 50%

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Радиоэлектроника

Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.

Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.

Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.

Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
  • подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
  • уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector