Кто является плательщиками земельного налога?

Содержание:

Статья 398. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

2. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Статья 394. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Как платить? ↑

А также по налоговой ставке, установленной в соответствии с НК и законодательными актами субъектов федерации. Также при расчёте необходимо учитывать льготы, если они имеются.

Ставки

Существует 2 размера налоговых ставок по земельному налогу – 0,3% и 1,5% от кадастровой стоимости.

Ставка в 0,3% предусмотрена для участков земли, которые:

  1. Имеют сельскохозяйственное назначение и используются для производства сельхоз продукции в населённых пунктах.
  2. Используются в ЖКХ, но при этом не относятся к жилому фонду.
  3. Приобретены для садоводства, огородничества и подсобного хозяйства.
  4. Ограничены в обороте из-за того, что они используются для нужд обороны, таможни и безопасности.

Кроме этого, субъектам федерации разрешено в законодательном порядке изменять процентные ставки по налогу в зависимости от категории земель и их назначения. Но превышать предел, установленный в НК РФ нельзя.

Льготы (освобождение)

Государство предоставляет некоторым юридическим лицам льготы по земельному налогу.

Полностью освобождены от уплаты следующие категории юридических лиц:

  1. Организации уголовно-исполнительной системы нашей страны. Они освобождены от уплаты налога только в отношении земель, которые используются по назначению организации.
  2. Организации, владеющие на праве пожизненного владения земельными участками, которые заняты государственными автомобильными дорогами.
  3. Религиозные организации. Они освобождены от налога в отношении земель, на которых располагаются объекты религиозной и общественной направленности.
  4. Все организации инвалидов. Это касается как общественных объединений, так и объединений предприятий, уставный капитал которых на 80% состоит из взносов инвалидов.
  5. Организации народных промыслов.
  6. Организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны в отношении тех участков земли, которые располагаются в пределах этой зоны и используются для осуществления предпринимательской деятельности организации.
  7. Организации, которые являются управляющими компаниями в Сколково.
  8. Организации судостроения, которые являются резидентами особой экономической зоны.

Порядок исчисления и уплаты

Многих интересует вопрос: с какого момента у юридических лиц возникает обязанность по уплате земельного налога? Ответ на этот вопрос разъяснил в своем письме от 12 октября 2009 г. N 03-05-05-02/62.

Юридические лица самостоятельно рассчитывают и уплачивают годовой земельный налог и авансовые платежи в течение года.

В качестве налоговой базы берётся кадастровая стоимость участка на 01 января текущего года. То есть, для уплаты налога за 2020 год, для расчёта берётся кадастровая стоимость на 01 января 2020 года.

Если право собственности на участок земли возникло в середине года, то рассчитывать налог нужно с учётом кратного числа количества месяцев в собственности.

Если участок земли достался юридическому лицу в наследство, то уплачивать налог нужно с 01 числа того месяца, в котором было открыто наследство.

Если юридическое лицо иметь льготы по налогу, то в налоговую инспекцию необходимо предъявить документы, которые эту льготу подтверждают.

Пример

Пример 1. Компания ООО «АВС» владеет на праве собственности участком земли, кадастровая стоимость которого на 01. 01. 2020 года равна 15 487 452 рублей.

За 2020 год компания должна уплатить налог в сумме:

15 487 452 * 1,5% = 232 311,8 рублей

Видео: земельный налог для организаций

Сумма авансового платежа за каждый квартал будет равна:

232 311,8 / 4 = 58 078 рублей.

Пример 2. Компания ООО «Гамма» владеет участком земли сельскохозяйственного назначения, который используется для выращивания плодово-ягодных деревьев, необходимых для производства джема.

Производство джема, конфет и других кондитерских изделий является основной деятельность компании.
На 01. 01. 2020 года кадастровая стоимость земли определена в размере 58 785 412 рубля.

За 2020 год компания ООО «Гамма» должна уплатить налог в сумме:

58 785 412 * 0,3% = 176 356, 2 рубля.

Сумма авансовых платежей за каждый квартал равна:

176 356,2 / 4 = 44 089 рубля.

Пример 3. Компания ООО «Родник» получило в наследство участок земли. Наследство было открыто в марте 2020 года. На 01. 01. 2020 года кадастровая стоимость участка равна 26 840 259 рублей.

В 2020 году компания будет владеть участком 10 месяцев. Для расчёта необходимо применить коэффициент, равный 10/12 (по количеству месяцев владения участком в году).

За 2020 года компании должна будет заплатить:

26 840 259 * 1,5% * 10/12 = 335 503,2 рубля

Понятие налоговой базы

Что такое налоговая база на земельный участок, указано в Налоговом Кодексе страны. С помощью налоговой базы количественно выражается объект налогообложения, то есть земельный участок.

Налоговая база – это величина, на основании которой рассчитывается сумма налога путём умножения базы на налоговую ставку.

Итак, что является налоговой базой по земельному налогу? Налоговая база по земельному налогу определятся как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом.

Особенности определения налоговой базы зависят от субъекта налогообложения. Для физических лиц и для юридических лиц предусмотрены различные правила определения конечной суммы налога на землю.

Налоговая база отдельно определяется в отношении долей в праве общей собственности на землю, если налогоплательщиками признаются разные лица или в отношении земли установлены различные налоговые ставки.

Определение базы для юридических лиц

Оценка налоговой базы юридическими лицами осуществляется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости на каждый участок земли, который принадлежит им на праве собственности или бессрочного владения.

Определяется налог за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных налоговых периодов. У бухгалтеров ИП обычно возникают сложности в уплате данного налога, поскольку он не входит в единый налог по УСН. Его приходится оплачивать на общих основаниях, как и всем предприятиям, использующим общий режим налогообложения.

С 2015 года предприниматели оплачивают налог на землю на основании уведомлений налоговой службы без обязанности самостоятельного расчета.

Не определяется кадастровая стоимость других участников права владения, если владельцами здания, расположенного на земельном участке, одновременно с предпринимателем являются:

  • государственные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия.

Они обычно используют недвижимость на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, отчего освобождаются от уплаты земельного налога. Полную сумму налога приходится уплачивать полноправному собственнику – юридическому лицу.

Определение базы для физических лиц

Физические лица могут помимо права собственности и бессрочного пользованиях владеть землёй на праве пожизненно наследуемого владения. Граждане также получают уведомления от налоговой службы о подлежащих уплате налогах по их земельным участкам.

Однако, проверять такие уведомления все равно стоит. Поэтому каждый должен знать, ка определяется налоговая база по земельному налогу, и что не является базой для исчисления земельного налога.

Узнать кадастровую стоимость также можно по письменному запросу в управление Росреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения самого земельного участка.

Налоговое уведомление физическое лицо получает в срок не позднее 30 дней до уплаты налога. Граждане вправе воспользоваться налоговыми льготами по данному налогу.

От чего зависит налоговая база при взимании земельного участка? В каждом конкретном случае база и размер уплачиваемого налога будут зависеть от категории плательщика, от размера кадастровой стоимости объекта, от возможности применения льгот или иных способов уменьшения налоговой базы.

Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Статья 395. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Статья 388. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость в 2020 году является показателем, от которого отталкиваются государственные инстанции при формировании налоговых взносов по земле как для юридических, так и физических лиц.

В настоящее время наблюдается сильное повышение процента граждан, которые по той или иной причине решили пересмотреть оценку или оспорить её в судебном порядке. Это обусловливается следующим:

  • технической ошибкой, допущенной в документации неквалифицированным инженером;
  • изменением информации (разделение площади, ликвидация или строительство построек, изменение транспортной доступности, проведение дополнительных коммуникаций, объединение участков и т.д.);
  • экономическая необъективность и неактуальность произведенной экспертизы.

Оценка производится при помощи двух методов. Один из них является общим и применяется государственными органами не менее одного раза в пять лет. Такой вариант не считается объективным, поскольку не учитывает множество внешних и внутренних факторов, влияющих на рыночную стоимость земельного участка.

Индивидуальная экспертиза считается наиболее оптимальным вариантом, так как позволяет получить объективные и актуальные сведения с учетом всех особенностей.

Льготные категории

Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрены только единичные случаи, при которых земельный налог не взимается вовсе. Это касается малочисленных народностей, проживающих на Дальнем Востоке и севере страны.

Это происходит с учетом областных особенностей, как земельных, так и экономических, платежеспособности населения и индивидуальных нюансов. К последнему могут относиться большое количество пенсионеров-инвалидов или людей, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС. Подобные примеры позволяют понять, что льготные группы отличаются от региона к региону.

Комментарий к Ст. 389 НК РФ

Налоговый кодекс РФ в ст. 389 называет объектом налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог.

В ст. 389 НК РФ не признаются в качестве объекта налогообложения земельные участки:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; из состава земель лесного фонда; ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы таких земель определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Также следует обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», в котором указано, что под земельным участком согласно ст

11.1 Земельного кодекса РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статьей 2 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) внесены изменения в п. 2 ст. 389 НК РФ. Новым пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ предусматривается, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ст. 5 Закона N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован 6 октября 2014 г.) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

Учитывая изложенное, с 1 января 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом (Письмо ФНС России от 6 ноября 2014 г. N БС-2-11/795@).

Кто освобождается от уплаты земельного налога? Федеральные и местные льготы

Итак, кто имеет льготы по земельному налогу, кроме пенсионеров, о которых говорится в нашей статье?

Опираясь на санкции законодательства, в число лиц, по праву притязающих на отмену выплат, входят следующие категории владельцев земельных участков:

  1. Владельцы в статусе Героев СССР, РФ и лица, награждённые орденом Боевой Славы.
  2. Лица, освобождённые от уплаты как ликвидаторы на основании Закона РФ под № 3061-I, Федеральных Законов – № 175-ФЗ и № 2-ФЗ, включённых в специальный перечень за заслуги перед государством и пострадавшими при возникновении и ликвидации катастроф, носящих ядерный (атомный) характер изменений в окружающем контексте.
  3. Военнослужащие – участники боевых действий и участники ВОВ, получившие ранения и признанные нетрудоспособными.
  4. Инвалиды некоторых категорий.
  5. Жители крайнего севера, северной Сибири и дальнего востока из числа коренных малочисленных народов.
  6. Поселенцы религиозных общин, зарегистрированные в качестве таковых и расселённых в пределах территории РФ.

Кроме физических лиц, отмена налоговых выплат допускается в сторону некоторых организаций, которые так же даны в Перечне и утверждены на законодательном уровне. В этом числе:

  1. Учреждения Минюста РФ, территории которых используются для исполнения наказаний лиц, находящихся в заключении.
  2. Организации автодорожного и железнодорожного типа, обслуживающие государственные и региональные магистрали. Судостроительные верфи.
  3. Резиденты земель, выделенных в особую зону.
  4. Инновационный цент «Сколково».
  5. Религиозные и благотворительные организации.
  6. Организации и творческие мастерские, учреждённые для развития народных промыслов, находящиеся на установленных для данного вида деятельности территориях.
  7. Организации, общества и учреждения инвалидов.

Инвалидность

Освобождение от налогов организаций и лиц с инвалидностью, производится на федеральном уровне. Кроме сообществ, которые для получения преимуществ должны иметь официальную регистрацию в качестве общественной и иной, ориентированной на форму НКО организации, льготы по земельному налогу предоставляют физическим лицам с нетрудоспособностью.

Для учреждений инвалидов установлены условия:

  1. Не менее 50% членов сообщества должны обеспечиваться утверждённым наличием инвалидности.
  2. Сумма их заработной платы должна превышать 25% общего дохода учреждения.
  3. Земли используются только по уставному назначению для обеспечения членов сообщества, допуская санкционированные виды производства и торговли.

В отношении физических лиц с нетрудоспособностью действует регламент:

  • нетрудоспособность по 1 и 2 группам инвалидности;
  • инвалиды с детства.

К 1 группе принадлежат лица, признанные таковыми на основании положений МСЭ, имеющие установленное свидетельство. Их право закреплено на федеральном уровне. Так как эта группа нерабочая, в отношении её представителей вопросов не возникает.

Другое дело – 2 группа. Федеральное законодательство предусматривает льготы на земельный налог инвалидам 2 группы, не способных полноценно обеспечить собственное существование. На местах нередко применяются положения отмены льгот, если инвалид 2 группы способен трудиться. Следует понимать, что данное решение региональных властей вполне правомерно. Кроме этого играет роль период установления – инвалидность должна быть получена до 2004 года. Некоторые местные законодатели включают в число льготников так же лиц, получивших 3 группу.

Кроме обозначенных льгот по уплате земельного налога, вступивших в действие распоряжением государственной власти, формируются различные виды поддержки отдельных категорий граждан на местах. К таким категориям могут относиться ветераны труда и многодетные семьи, а так же иные категории малоимущих граждан, которым, возможно, потребуется рассчитать ставку по земельному налогу.

Ветераны труда и многодетные семьи

К ветеранам труда относятся лица, официально признанные таковыми на основании выслуги лет и определённых достижений, внесённых в развитие экономики или культуры региона (государства). Они обеспечиваются свидетельствами и удостоверениями, подтверждающими данное звание. Некоторые регионы считают должным давать таковым преимущества, в том числе – в виде налоговых льгот по земельному налогу.

То же касается многодетных семей, которые пользуются поддержкой муниципалитетов. В числе субсидий, предоставляемых таковым, может включаться и аннулирование выплат налога.

Ветеранам труда и многодетным родителям следует проявлять инициативу, получая сведения о допустимых налоговых субсидиях.

Кому положены льготы по земельному налогу

Земельный налог в России является местным, поэтому его основы регулируются Налоговым кодексом, но детали в основном – законодательными актами муниципальных властей. Поэтому и льготы по налогу также есть федеральные (общие), а есть региональные (местные).

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога согласно НК РФ:

  • Малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации инвалидов.
  • Организации народных промыслов.
  • Резиденты особой экономической зоны и Сколкова.
  • И некоторые другие учреждения.

Право уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров участка (то есть платить налог только за ту землю, которая больше 6 соток) имеют:

  • Герои России и Советского Союза, кавалеры ордена славы.
  • Инвалиды и ветераны боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалиды детства, инвалиды 1 и 2 групп.
  • Чернобыльцы, а также те, кто получил облучение на производственном объединении «Маяк» и в Семипалатинске.
  • Лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах. Также те, кто получил в результате этих испытаний и учений лучевую болезнь или инвалидность.
  • Пенсионеры и лица старше 55 (60) лет для мужчин и женщин, даже если они не получают трудовую пенсию.

Льготы по земельному налогу на местном уровне устанавливают муниципальные власти. Поэтому в своем регионе нужно обращаться именно к местному законодательству. Обычно льготниками становятся пенсионеры, малообеспеченные граждане, многодетные семьи.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”

2 марта 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).

Письмо содержит следующие разъяснения.

На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса

По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса С.Л. Бондарчук
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector