Обязательные условия и процесс заключения контракта

Содержание:

Виды дополнительных и случайных условий

Благодаря прочим условиям договорного соглашения обязательные правила оговариваются наиболее подробно. Но по законодательным нормам допустимо их отсутствие для заключения контракта.

Дополнительные условия данного документа касаются:

  1. Стоимости одной единицы продукта и общей цены договорного соглашения. Если тарифы указывают в приложениях к обязательной форме, то это нужно отметить в содержании общих условий.
  2. Поощрения потребителей на усмотрение поставщика. Они помогают стимулировать клиента и устанавливаются при конкретных достижениях.
  3. Гарантийных сроков, когда продавцы обеспечивают покупателей гарантией качества товара. В договорном соглашении могут отметить сроки гарантийных обязательств, включая дату, когда они вступают в силу.
  4. Периодов, в течение которых отгруженная продукция остается пригодной.
  5. Ассортимента, то есть спецификации, состоящей из перечисления моделей, видов, размеров, цветовых критериев товара и прочих его характеристик.
  6. Комплектности или присутствия необходимых элементов продукции при его сборке.
  7. Упаковки товара, если она будет в наличии при его отгрузке.
  8. Способов доставки, а также сведений о том, кто из сторон будет ее оплачивать.
  9. Обязательств участников контракта, состоящих из штрафов, пеней, неустоек либо просрочек по выполнению требований.

Таким образом договор поставки оказывает значительную помощь в деятельности организаций. Он позволяет регулировать взаимоотношения производителей продукции и поставщиков оборудования, сырья, элементов комплектации.

Договорные отношения по данному контракту также строят изготовители товара и оптовые компании, реализующие впоследствии приобретенный товар. Грамотно составленный согласно Гражданскому кодексу контракт поможет наладить успешные деловые отношения между двумя юридическими лицами.

Что необходимо знать по составлению договора поставки — на видео ниже.

Чем отличается договор от контракта?

Рассматривая разницу между отдельными видами соглашений, следует в первую очередь упомянуть о происхождении терминов «контракт» и «договор». Если в первом случае речь идет о слове латинского происхождения, то второе понятие имеет славянские корни. Контракт – соглашение, пришедшее к нам из Древнего Рима. Именно такое название используется сегодня для наименования соглашений в мировой практике. Что же касается понятия «договор», то изначально он являлся российским эквивалентом «контракта». Сейчас это один из основных институтов отечественного гражданского права. Контракт стал использоваться в российской практике гораздо позже других видов сделок и со временем приобрел специфические особенности, свойственные преимущественно для нашей правовой системы.

На сегодня главное общее отличие договора от контракта, из которого вытекают конкретные особенности этих видов соглашений, состоит в следующем. Контрактная форма согласования взаимных прав и обязанностей – частный случай договорной. Другими словами, «договор» – более широкое понятие, чем «контракт». Это проявляется в том, что договорная форма закрепления правоотношений между сторонами используется гораздо чаще, чем контрактная. Если контракты распространены в основном в сфере международной торговли или взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, то договоры заключаются практически в любой отрасли и между самыми разнообразными субъектами.

Конкретные отличия контракта от договора во многом зависят от сферы использования этих форм соглашений. Как в отечественной практике, так и в международной действуют специфические правила использования той или иной формы соглашения в зависимости от того, какой сферы жизнедеятельности касаются зафиксированные в документе правоотношения. К примеру, при приеме на работу контракт в обязательном порядке заключается с определенными категориями сотрудников — с педагогическим составом учебных заведений, руководством, сотрудниками полиции и т.д. От обычного трудового договора он отличается прежде всего наличием ограничения по сроку действия. Это специфическая форма срочного договора. Кроме того, в контракте, как правило, более подробно регламентируются взаимные права и обязанности работодателя и наемного работника, могут присутствовать такие дополнительные условия, как предоставление ведомственного жилья, места для ребенка сотрудника в школе или дошкольном учреждении. Эта форма трудового соглашения более удобна для администрации компании, поскольку предусматривает возможность прекращения действия исключительно по одностороннему решению руководителя. При этом трудовой договор может быть разорван по инициативе любой из его сторон. Наряду со стандартными контрактами в сфере трудовых отношений действуют также так называемые эффективные. В них указываются не только должностные обязанности, но и критерии определения эффективности сотрудника.

Еще один наглядный пример разницы в сферах применения контрактов и договоров – правоотношения при оформлении поставок. Если договорная форма соглашения доступна для любых субъектов, то есть заключать между собой договор поставки могут различные юридические и физические лица, то при оформлении соответствующего контракта одной из сторон обязательно должно быть государство. Аналогичное правило действует и при осуществлении купли-продажи.

Следует также упомянуть о сфере международной торговли. При реализации товаров и услуг зарубежным партнерам или приобретении у них этих благ следует заключать контракты, поскольку за рубежом именно на основании соглашения с таким названием возникают взаимные права и обязанности сторон.

Рассматривая то, чем отличается договор от контракта, необходимо упомянуть и о следующих аспектах:

  • Контракт всегда имеет письменную форму, а договор может быть и устным.
  • Степень конкретизации условий партнерства в контракте, как правило, выше.
  • Использование контрактной формы фиксации взаимных прав и обязанностей предусматривает определенные ограничения по сроку действия документа и соответствующих правоотношений. Договор же может быть бессрочным.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Изменения по инициативе работника

Если работник полагает, что в договор необходимо внести изменения, ему следует обратиться к работодателю. Желательно подготовить проект нового договора или допсоглашения к нему: так работодателю будет проще принять решение по поводу внесения изменений.

Само обращение оформляется заявлением, где излагается суть предложений, мотивы, приведшие к необходимости внесения изменений, а также предполагаемые сроки внесения изменений.

Важно! Если работодатель согласен с предложением, он ставит соответствующую отметку на заявлении и издает приказ. Если работодатель соглашается только с частью вносимых изменений, то возвращает заявление работнику с предложением иначе изложить требования

В случае несогласия работодателя заявление с отметкой об отказе возвращается работнику.

Работник может требовать внесения изменений путем обращения в суд с иском о понуждении работодателя согласиться с требованиями и принять их. Но положительная практика правоприменения по этому вопросу пока однозначно не сформировалась.

Предмет контракта

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Самым важным условием любого договора является условие о предмете. Применительно к контракту предмет договора должен быть определен в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При описании объекта закупки по общему правилу нельзя указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя и другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Например, в Решении Чувашского УФАС от 14.07.2014 № 06-06/5371 указано следующее.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Согласно реестру товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, опубликованному на сайте https://www.tmdn.org/tmview/welcome.html, «УАЗ» является товарным знаком, принадлежащим ОАО «У».

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-вторых, обязательно наличие изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать, если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе), а если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, необходима информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В-третьих, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым товаром.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Однако данные показатели должны быть указаны только применительно к предмету контракта. Так, нельзя указывать конкретные виды дизельного топлива, которые могут использоваться при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги. Данное требование не относится к товару, используемому при выполнении работ, который после выполнения работ не переходит в собственность заказчика и никоим образом не влияет на результат выполняемых работ (Решение Ивановского УФАС от 29.07.2014).

В-пятых, не допускается установление требований к производителю товара, к участнику закупки, его деловой репутации участника, наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы или оказания услуги. К примеру, нельзя при размещении заказа на оказание автоуслуг устанавливать требование о профессиональном стаже водителей не менее пяти лет (Решение Татарстанского УФАС от 24.05.2014 № ДМ-04/7009).

Кроме того, при описании предмета контракта могут быть указаны ссылки на технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, а также спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Несущественные условия 44 фз – Законники

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 24.

Черданцева Татьяна 24 октября 2017 В процессе исполнения госконтракта, как у заказчика, так и поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие корректировки параметров договора.

44- ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий.

Что считать несущественными условиями Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий.

Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28) можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон.

Другими словами, изменение несущественных условий контракта по 44 ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

Псковское УФАС РоссииУважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

Вот Вам ответ:В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

На основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ в закупочном извещении допускается установить требование к поставщику о привлечении к исполнению госконтракта компанию, которая относится к СМП и СОНКО. Данный факт и объем выполняемых работ соисполнителем в размере не менее 5% должен быть зафиксирован в государственном контракте. Если исполнитель не выполнит указанное условие, то он понесет ответственность (например, в виде штрафных санкций размером 1% от цены договора).

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Дополнительное соглашение

Изменения в государственный контракт оформляют в виде дополнительного соглашения. В нем необходимо указать следующие аспекты:

  1. Наименование и реквизиты сторон государственного контракта.
  2. Реквизиты (дата и номер) контракта, в который вносятся изменения.
  3. Перечень внесенных изменений в контракт с указанием на то, что все прочие его положения остаются неизменными. Изменения могут быть внесены в объем поставки и цену контракта или только в цену.
  4. Ссылка на положения законодательства, которые допускают внесение изменений или подтверждают обязательность таких поправок.
  5. Подписи и печати сторон.

Если в результате изменения цены необходимо исправить величину ответственности за неисполнение контракта, то в допсоглашении необходимо установить новые размеры штрафа (например, цена контракта попала в диапазон до 3 млн р., а до этого превышала данный порог). Необходимость пересмотра величины штрафных санкций по государственному контракту опирается на ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

Дополнительное соглашение необходимо оформить в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Данные экземпляры обладают равной юридической силой.

В течение 5 дней после изменения государственного контракта сведения перенаправляются в казначейство для включения в реестр контракта. Именно эта организация отвечает за ведение реестра контрактов в ЕИС и включает соглашение в реестр по результатам проверки.

При несоблюдении указанного требования о передаче допсоглашения в реестр в установленные сроки ответственное лицо оштрафуют на 20 тыс. р.

Изменение цены контракта более чем на 10 процентов

   Пересмотр цены является составляющим процедуры изменения существенных условий контракта. Однако, в данной ситуации имеются отдельные законодательные ограничения. 44-ФЗ предусматривает, что стороны могут изменить уже заключенный контракт в части его цены только на 10% от содержащейся в договоре общей стоимости контракта.

   Важно отметить, что изменение цены контракта обязательно должно сопровождаться внесением соответствующих поправок в поставляемый товар (объект договора). Это может выражаться в повышении / понижении качества поставляемой продукции, либо ее количестве

Таким образом. в случае увеличение цены контракта на 10 процентов 44 ФЗ одновременно в этой же пропорции должен возрасти объем поставляемого товара.

   Вышеуказанное ограничение по изменению цены распространяется не только при увеличении. Снижение цены контракта 44 ФЗ допустимо также не более, чем на 10%. Зачастую вопрос снижения связан именно с уменьшением планируемого бюджета на конкретную закупку. При этом, подобным ограничением по снижению в данной части государство защищает интересы предпринимателя, который в любом случае может рассчитывать на получение как минимум 90% от ранее запланированного при победе в тендере.

Автор статьи:

адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Существенные условия договоров, обозначенные в законодательстве

Например, в ГК упоминаются, какие именно существенные условия должны быть включены в договора, связанные с:

  • куплей-продажей товара в кредит с рассрочкой платежа;
  • куплей-продажей жилой недвижимости;
  • доверительным управлением имуществом;
  • страхованием и др.

Нужно иметь в виду, что в законодательных актах термин «существенных условия» может и не употребляться, хотя подразумеваются именно такие условия договоров.

Бывают случаи, когда некоторые условия по логике вещей должны относиться к существенным, но напрямую это нигде в законодательных актах не упоминается. Возьмем хотя бы пример с куплей-продажей жилой недвижимости. Если судить логически, то цена объекта недвижимости, естественно, относится к существенным условиям договора. Но, как это ни странно, напрямую в законодательных актах информации этой нет. То есть, например, в ГК РФ (статья 555) написано, что в договоре купли-продажи недвижимого имущества должна быть предусмотрена цена объекта недвижимости. А если в договоре, оформленном в письменной форме, сведения о цене жилья отсутствуют, то договор купли-продажи нельзя считать заключенным. Таким образом, можно сделать простой вывод, что договаривающиеся о сделке стороны не смогли прийти к однозначному соглашению по поводу цены объекта недвижимости.

Можно выделить в отдельную таблицу виды договоров с их существенными условиями, которые прописаны в законодательных актах:

Виды договоров Существенные условия В каком законе это прописано (если не написано иное, то номер статьи ГК РФ)
Розничная купля-продажа Цена товара 494
Поставка Сроки поставки 314
Продажа недвижимости, в том числе предприятия Цена объекта недвижимости 555 (п.1)
Продажа жилого помещения Список лиц, за которыми сохраняется право пользования проданным покупателю жилым помещением 558
Аренда зданий, сооружений Арендная цена 654 (п.1)
Возмездное оказание услуг Сроки, место оказания услуг 779 (п.1)
Подряд (кроме проектных и изыскательских работ) Задание заказчика 702
Срок выполнения работ 708 (п.1)
Строительный подряд Цены за работы 746 (п.1)
Срок выполнения работ 740 (п.1)
Подрядные работы для гос.нужд Сроки, цена, способы обеспечения обязательств сторонами договора 766 (п.1)

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

С субподрядчиками из категории малого бизнеса будут рассчитываться за 15 дней

1 ноября 2020 года вступают в силу отдельные положения, меняющие Правила ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, и реестра контрактов со сведениями государственной тайны, утвержденные Постановлением от 28 ноября 2013 года №1084. По инициативе Минфина установлено, что заказчики обязаны вносить в реестр заключённых контрактов информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. Это будет сделано в тех случаях, когда заказчики обязаны соблюдать квоту по привлечению малого бизнеса к госзакупкам.

Предлагаем ознакомиться: Сроки возврата в торговую сеть некачественных продовольственных продуктов

Кроме того, чиновникам поручено до 1 января 2020 года утвердить несколько правил, касающихся ведения реестра контрактов, содержащих государственную тайну. В частности, должны появиться:

  • порядок формирования и направления заказчиками сведений, подлежащих включению в реестр;
  • правила направления выписок и протоколов из реестра;
  • формы, в соответствии с которыми формируются и направляются запросы о предоставлении сведений из реестра.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

Мнение эксперта

Кузьмин Максим Петрович

Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Показатели товара и страна производства

При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

  • Размер.
  • Мощность.
  • Цвет.
  • Объем.

При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету. В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно. В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя)

Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

Понятие

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector