Система органов государственной власти рф — структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Содержание:

Институт Президента РФ

Является отдельным органом власти и представлен Президентом Российской Федерации.

В его функции и полномочия входит:

  1. Указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Подписание федеральных законов.
  2. Может предоставлять гражданство РФ и политическое убежище.
  3. Может помиловать.
  4. Награждает государственными наградами и присваивает почетные звания.
  5. Назначает и снимает с должности представителей Президента в федеральных округах, а также глав субъектов РФ.
  6. Останавливает действия органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их несоответствия поставленным обязательствам.
  7. Назначает выборы в Государственную Думу, а также распускает ее.
  8. Контролирует работу внутренней и внешней политики. Ведет переговоры.
  9. Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России.
  10. Определяет структуру Правительства.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по голосованию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проголосовать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Основные характеристики органов государственной власти

Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны. Главными особенностями органов управления РФ являются:

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне. Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках. Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России.

Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации

Структура органов власти в РФ

федеральное собрание

Функции палат Федерального собрания

Исполнительная власть в РФ

правительство

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.

Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

Судебная власть

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

Институт президентства в РФ

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.
  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.


Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  1. Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  2. Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.


Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  1. Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  2. Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  3. Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.

Система органов государственной власти субъектов РФ

Организовывается в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Полнота власти этих органов оговаривается в статье 73 Конституции РФ. Их решения являются обязательными для государственных органов, местного самоуправления, должностных лиц и граждан данного субъекта.

На уровне субъектов РФ также происходит разделение органов государственной власти на три ветви:

  1. Законодательные. Их названия могут зависеть от национальных традиций народа. Например, Курултай в Башкортостане, Хасэ в Адыгее.
  2. Исполнительные. К ним относятся: президент республики, губернатор края или области, глава администраций, кабинеты министров и администрации.
  3. Судебные. В их числе конституционные суды и мировые судьи.

Идея разграничения власти на три составляющих служит демократическим принципом существования государства. В нанешнее время наша страна переживает ряд социальных и политических реформ. Это ведет к улучшению условий для реализации личности в обществе. Само общество становится более демократичным. Поэтому среди ученых-политологов существует мнение, что, по мере развития демократии, для России можно предсказать более четкое разделение властей.

Политика

  • Примеры готовых эссе по теме «Политика»
  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:

федерализма, который отражается:

а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении органов исполнительной власти:

  • определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
  • законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства (отраслевое управление);
  • государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
  • федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
  • иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:

  • высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;
  • иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.

Виды органов государственной власти

Классификация органов государственной власти осуществляется по различным критериям.

По разделению властных полномочий

  • законодательные органы;
  • исполнительные органы;
  • судебные органы;
  • избирательные комиссии;
  • прокуратура;
  • органы субъектов Федерации.

В зависимости от позиции в иерархической вертикали

  • высшие органы (Президент, Конституционный Суд, Федеральное Собрание);
  • центральные органы (министерства);
  • территориальные органы (региональные и местные).

По такому же принципу подразделяются органы гос. власти республик, краев, областей в составе РФ.

По первичной нормативной основе:

  • органы, утверждаемые Конституцией (высшие органы власти);
  • органы, формирующиеся согласно президентским и правительственным актам;
  • органы, создаваемые на основании закона (избиркомы).

По формированию штата

  • выборные органы (Госдума);
  • органы, образованные на основании законодательства (министерства);
  • органы, назначаемые в результате выборов (Уполномоченный по правам человека);
  • смешанные органы (избирательные комиссии).

Понятие и виды органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

  • федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

  • правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
  • комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

  • органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
  • органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
  • органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
  • органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

  • единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
  • коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации

Особенности федеральных органов исполнительной власти:

  • являются звеньями системы органов исполнительной власти;
  • выполняют функции государственного управления в рамках своей компетенции;
  • подчиняются требованиям Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ;
  • руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

Классификация федеральных органов исполнительной власти.

1. По характеру деятельности:

  • министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);
  • государственный комитет, федеральная комиссия — осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;
  • федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор — осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

Таким образом, можно выделить органы: осуществляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля надзора; органы по определенным проблемам.

2. По подчинению:

в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей; — подчиненные Президенту РФ (Министерство обороны, внутренних дел, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.

3. По способу решения подведомственных вопросов:

  • — единоначальные (министерства, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;
  • коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:

  • во главе — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который возглавляется руководителем этого органа либо высшим должностным лицом субъекта Федерации (президентом, главой субъекта Федерации);
  • органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;
  • органы отраслевой и межотраслевой компетенции — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, департаменты, отделы.

Принципы системы органов власти

В нашей стране система органов государственной власти опирается на принципы, выражающие суть государственного устройства. Все они обозначены в Конституции:

  1. Единство системы. Определяется волей народа и отмечено в статье 11, где перечислены названия органов власти. Статья 3 основного закона гласит: единственным источником власти в стране является народ. Власть может осуществляться как непосредственно (то есть самими гражданами), так и через органы власти. Государственная воля народа поддерживает единство страны и единство органов власти.
  2. Разделение властей. Иными словами – утверждение трех составляющих: законодательной, исполнительной и судебной. Этот принцип зафиксирован в статье 10 Конституции. Отмечается, что государственные органы обладают самостоятельностью. Разделение властей служит гарантом успешной деятельности органов власти и их сотрудничества.
  3. Демократизм. Это служение государственных органов интересам человека (статья 2 Конституции). Никакая национальная, региональная, идеологическая или религиозная принадлежность не является приоритетной. При формировании органов власти применяются свободные выборы, которые выступают как наиболее демократичный метод. По такому методу выбирается Президент страны, депутаты органов власти и местного самоуправления. Избрание проходит при тайном голосовании и осуществляется посредством всеобщего равного и прямого избирательного права. Демократизм органов власти подразумевает отчетность чиновников и депутатов перед гражданами. В некоторых случаях может быть организован отзыв депутата населением. Это закреплено федеральным законодательством.

Основные понятия

Органами государственной власти называют организации (учреждения) власти. Они являются элементами структуры государства, обладают полномочиями в определенных сферах деятельности. Каждый государственный орган предназначен для управления страной на разных уровнях. Эти организации образуют систему органов государственной власти. Согласованность взаимодействия системы власти контролируется Президентом РФ, что указано в ст. 80 (часть 2) Конституции.

Признаки государственных органов, отличающие их от негосударственных

  • наличие властных полномочий;
  • законодательный порядок учреждения органа;
  • определенный набор функций;
  • собственная структура, государственные служащие;
  • наличие материальной базы (финансируется средствами федерального бюджета);
  • осуществление важных государственных задач.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector