Формы и виды собственности на землю

КС РФ: если собственность на землю не разграничена, участок нельзя приобрести по давности владения

Стать собственником земельного участка в силу приобретательной давности не получится, если он находится в публичной собственности. Это касается в том числе земли, государственная собственность на которую не разграничена. Даже если участок не стоит на кадастровом учете и пустует, это не значит, что публичный собственник отказался от него. К таким выводам пришел КС РФ в недавнем определении.

В июне 1990 года гражданин Г. получил земельный участок площадью 6 соток под строительство жилого дома. Границы участка не были определены.

Со временем гражданин Г. построил на нем дом и огородил участок большей площади – около 12 соток. В огороженную территорию вошли его собственный участок и земли, находившиеся в муниципальной собственности. На кадастровом учете участок не стоял.

В 2005 году суд признал право собственности на построенный на участке дом за сыном гражданина Г.

Суть пора

Через несколько лет сын гражданина Г. обратился в суд с требованием признать за ним право собственности на весь огороженный участок.

Суды отказали в иске. Они пришли к выводу, что приобрести право собственности по давности владения можно только в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности. Иные земельные участки не следует считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются либо государственной, либо муниципальной собственностью. Добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 года недостаточно для признания права собственности в соответствии со ст. 234 ГК РФ, поскольку сам по себе факт владения земельным участком не порождает право собственности на него.

Тогда сын гражданина Г. обратился в КС РФ. Он считал, что абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ противоречит Конституции РФ в той мере, в какой он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет приобрести в порядке приобретательной давности земельные участки, относящиеся к собственности муниципального образования.

Позиция ВС РФ

КС РФ не принял жалобу к рассмотрению, однако дал несколько разъяснений.

Одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом является добросовестность. Добросовестность давностного владельца предполагает, что его владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями.

П. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ закрепляют презумпцию государственной собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В условиях такой презумпции и большого количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означают, что публичное образование отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности. Отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Определение КС РФ от 11.02.2021 № 186-О

10.02.2021 697

Земля и недвижимость

В законе появилось новое основание для изъятия практически любой недвижимости — реализация проекта комплексного развития территории. Причем узнать об этом…

Подробнее

03.12.2020

416

Земля и недвижимость

Даже если давностный владелец знал об отсутствии оснований возникновения у него права собственности, он все равно может получить право собственности…

Подробнее

Теги: давность владенияземельный участокземляКС РФприобретательная давностьпубличная собственностьшортрид

Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов. Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью. В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей. Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон. Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Характеристика федерального вида государственной собственности на землю

Федеральная государственная собственность на землю включает в свой состав следующие объекты:

  • во-первых, те земли, которые заняты объектами, входящими в состав федеральной собственности исключительного характера;
  • во-вторых, те земли, которые необходимы для решения федеральных задач государственного управления.

Федеральными землями считаются земельные участки:

  • которые признаются в качестве таковых федеральным законодательством;
  • право собственности на которые является результатом разграничения государственной собственности на землю;
  • которые были приобретены Россией в соответствии с основаниями, предусмотренными гражданским правом.

К федеральным землям следует отнести:

  1. Земельные участки, которые обеспечивают нужды безопасности и обороны государства, охрану границы Российской Федерации;
  2. Земельные участки, которые заняты федеральными системами энергетического и космического назначения, объектами ядерного характера, предприятия оборонной промышленности, связи и информатики, метеорологического назначения, добывающей промышленности, топливно-энергетической отрасли, федерального транспорта, объектами федеральных органов государственного управления, федеральных водного и лесного фондов, резервных месторождений, запаса федерального значения;
  3. Земельные участки, на которых расположены федеральные государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, объекты наследия историко-культурного характера, имеющие общероссийское и всемирное значение, курортные лечебно-оздоровительные зоны, другие особо охраняемые природные территория федерального уровня;
  4. Земельные участки, являющееся собственностью Российской академии наук, иных академий наук федерального уровня, учреждений научно-исследовательского, образовательного, опытно-производственного, иного хозяйственно-научно-исследовательского назначения федерального уровня, государственных конных заводов, мелиоративных систем в соответствии с перечнем, утвержденным российским Правительством;
  5. Прочие земельные участки, которые относятся к таковым в соответствии с федеральным законодательством, содержанием договоров относительно разграничения полномочий и предметов ведения органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также с иными нормативными документами.

За государством сохраняется право на передачу юридическим и физическим лицам федеральных земель с целью осуществления на их территории застройки, ведения сельского хозяйства или прочих целей. Государство имеет право на приобретение земельных участков за счет выкупа их у частных лиц, получения на основе договора дарения или по результатам прекращения права частной и муниципальной собственности, а также по иным основаниям.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.

История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю

Определение 1 Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.

Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.

Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Неразграниченная государственная собственность 440 руб.
  • Реферат Неразграниченная государственная собственность 230 руб.
  • Контрольная работа Неразграниченная государственная собственность 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.

Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю. Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.

Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.

Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:

  • документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
  • документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.

Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Государственная собственность на землю

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми ФЗ (земли лесного фонда, земли заповедников и национальных парков);
  • Право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным законодательством.

В собственности субъектов находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами;
  • Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Процедура оформления земли в частную собственность

Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.

Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

Другие вещные права

Существуют и другие виды вещных прав на землю у не собственников. Такие правомочия, согласно ст. 216 ГК, могут возникнуть у них по распоряжению владельца земли либо в силу закона. Речь идет о:

  • праве пожизненного наследуемого владения;
  • праве бессрочного пользования;
  • сервитуте.

Такие виды обладают определенной самостоятельностью, поскольку существуют параллельно с правом собственности и не ставят владельца других имущественных прав в зависимость от собственника – он вправе владеть и пользоваться землей в той мере, в которой это не запрещено законом. Более того, если его вмешательство будет незаконным и приведет к ущербу землепользователя, тот вправе требовать возмещения убытков.

В рамках земельных правоотношений с остальными субъектами другие вещные правомочия также являются абсолютными. Все, у кого возникли такие правоотношения, обязаны соблюдать права собственника.

Теперь рассмотрим содержание вещных прав по отдельности.

Пожизненное владение

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

Бессрочное использование

Право постоянного (бессрочного) пользования (ППБП) землей – еще один пережиток советского прошлого, когда государственная или муниципальная земля передавалась гражданам без формирования права собственности. С распадом Союза ППБП больше не предоставляется гражданам, но те, кто успели его получить, сохраняют его и сегодня, причем на неограниченный срок.

В настоящее время, согласно ст. 39.9 ЗК, оформить землю в бессрочное пользование могут лишь:

  • органы власти;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

В любой момент граждане, получившие землю в бессрочное пользование, могут оформить их в собственность в порядке бесплатной приватизации. Участок будет принадлежать им бессрочно, до самой смерти либо прекращения правомочия.

Более того, закон наделяет владельцев рядом других прав:

  • использование недр и водоемов, расположенных на участке;
  • осуществление капитального или иного строительства, если это соответствует целевому назначению участка;
  • ведение коммерческой деятельности;
  • осушение, орошение участка и так далее.

При этом распорядительные права на участок законом ограничены. Так как ППБП не является правом собственности, землепользователь не может продать участок, передать его по наследству, подарить или иным образом осуществить отчуждение в пользу третьих лиц. По крайней мере, до момента его приватизации.

Обращаем внимание, что ППБП может и не быть зафиксировано в правоустанавливающих документах. Например, если земля закреплена за садовым товариществом, единственным доказательством правомочий является лишь выписка из решения муниципалитета о выделении земли СТ

Для приватизации следует:

  1. Поставить участок на кадастровый учет.
  2. Произвести межевание.
  3. Изготовить кадастровый паспорт.

Перечни

Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти.

После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земля

— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право

— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право — это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования —

это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права

— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения

— это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования

— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права

— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод,

заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод.

Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.

Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.

применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Понятие федеральной собственности

Земли федеральной собственности – это участки, находящиеся в государственном владении наряду с региональными и муниципальными землями (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector