Порядок проведения плановой проверки

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

«Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране Правительству РФ были переданы полномочия устанавливать в 2020 и в 2021 годах запреты или ограничения для проведения надзорных проверок бизнеса (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В 2020 году Правительством РФ в  был установлен жесткий мораторий на проверки: как на плановые, так и на внеплановые, как для малого бизнеса, так и для крупного, лишь за некоторым исключением.

На 2021 год Правительство РФ сочло необходимым также установить мораторий, однако гораздо более мягкий ().

Мораторий для малого бизнеса

Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие плановые проверки не попали под мораторий-2021?

  • все плановые лицензионные проверки;
  • плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных ;
  • плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет;
  • плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона № 294-ФЗ, в том числе — налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Мораторий на проверки в связи с введением в действие Закона о госконтроле с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 года в силу вступает (далее — Закон о госконтроле), в связи с чем ряд норм Закона № 294-ФЗ перестанет применяться. Новый закон сильно видоизменит государственный контроль и надзор за бизнесом.

Из-за этой реформы п. 6 Постановления № 1969 предусматривает дополнительные «мораторные» условия, однако в настоящий момент нельзя сказать точно, в каких конкретно сферах они будут (и будут ли) применяться:

  • уже включенные в план проверок-2021 проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из плана, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • однако если такие проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об этом ином виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то они все же не исключаются из плана;
  • кроме того, вместо запланированной на дату с 01.07.2021 выездной проверки надзорный орган вправе провести не проверку, а инспекционный визит. И хотя инспекционный визит, по общему правилу, проводится внезапно (п. 4 ст. 70 Закона о госконтроле), но именно в указанном случае, в 2021 году, о таком визите нужно будет предупреждать заранее — не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в план -2021 (п. 2 Постановления № 1969). Зато контролеры не вправе будут провести на месте выезда — в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте — больше одного рабочего дня (ч. 5 ст. 70 Закона о госконтроле).

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

25.02.2021, 15:03

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ , )

___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН
   
  (фамилия, инициалы и подпись руководителя)
   
  от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ )

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.

Инструкция 3: как снизить категорию риска, чтобы проверок было меньше

Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе подать в ГИТ заявление об ее изменении. Что указать в заявлении и в какие сроки оно рассматривается, пояснит наш рисунок:

Прежде чем вы обратитесь в ГИТ за снижением категории риска, оцените, насколько реальны ваши запросы. Только одного желания сократить для своей компании число плановых проверок трудовой инспекции явно недостаточно.

В первую очередь посмотрите на следующие показатели:

  • наличие несчастных случаев;
  • факты задолженности по зарплате;
  • имеющиеся административные наказания.

Данные по травматизму и выявленных ранее нарушениях берутся за 3 года, предшествующих текущему. А сведения о зарплатной задолженности используются за текущий год.

Эти показатели участвуют в расчете коэффициента устойчивости добросовестного поведения, который вместе с другими показателями (потенциальным риском причинения вреда, масштабом распространения потенциальных негативных последствий и т. д.) формируют показатель категории риска (Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2).

Пересмотреть категорию риска в сторону понижения инспекторы могут по результатам плановой проверки, если у работодателя отсутствуют административные наказания за нарушение трудового законодательства.

Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ

Инспектор ГИТ может появиться в компании вне плана. Такие посещения носят название внеплановых проверок: о своем приходе инспектор должен известить работодателя за 24 часа до своего появления. Кроме случаев, оговоренных в ст. 306 ТК РФ, когда предварительно уведомлять о внезапной проверке запрещено.

Кто может спровоцировать внеплановую проверку ГИТ?

Сам работодатель

Вы можете сами стать причиной внезапного прихода трудового инспектора, если, допустим, не проведете вовремя спецоценку или сдадите с опозданием декларацию по ее результатам.

Пример 1

В сентябре 2021 года госинспектором труда территориальной инспекции ГИТ по Республике Татарстан проведена внеплановая документарная проверка казанского работодателя с связи с нарушением сроков подачи декларации по результатам специальной оценки труда (п. 5 Приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н). В результате и компанию, и руководителя привлекли к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Напомним, что наказание по этой норме: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., для компании ─ от 60 000 до 80 000 руб.

Ваши работники

Поводом для внезапной проверки в большинстве случаев является жалоба сотрудника вашей компании. Причин для жалоб может быть предостаточно ─ не доплатили за вредные условия труда, не выдали положенные средства индивидуальной защиты, задержали зарплату или нарушили какой-то другой пункт трудового законодательства.

Пример 2

В сентябре 2021 года проведена внезапная проверка территориальным органом Роструда во Владимирской области по обращению работника акционерного общества, в ходе которой установлена задолженность работодателя на сумму 1 млн 345 тыс. руб. перед 149 работниками. После принятых мер зарплатный долг был погашен в полном объеме, а работодателя привлекли к административной ответственности.

Или другой характерный случай.

Пример 3

В ГИТ по Республике Татарстан машинист бульдозера пожаловался на то, что работодатель не выдал ему в составе СИЗ положенные по нормам резиновые сапоги. В ходе внеплановой проверки у работодателя выявили множество нарушений, в том числе не связанных с обеспечением работников СИЗ: неполное заполнение личных карточек и трудовых договоров, факты не прохождения водителями психиатрического освидетельствования и другие нарушения.

Иные лица

Спровоцировать внезапную проверку может, в частности, инспектор ГИБДД.

Пример 4

20.08.2019 в одной из московских транспортных компаний проведена внеплановая документарная проверка. Поводом для нее послужили поступившие в ГИТ материалы от отделения ОГИБДД об административном нарушении ─ несоблюдение режима труда и отдыха в отношении водителя.

Напомним, что с ноября 2021 года поводов для таких проверок станет еще больше. Законодатели откорректировали размеры штрафов по ст. 11.23 КоАП РФ. Для работодателей и водителей предусмотрены штрафы в новых размерах за отсутствие в автомобиле тахографа (его неисправность или неиспользование) и работу водителей в условиях нарушения режима труда и отдыха (Закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений…»).

Новые размеры штрафов указаны в таблице:

Вид нарушения Кого накажут Размер штрафа, руб.
Управление транспортным средством без тахографа (если его установка обязательна) либо с нарушением требований к его использованию Водителя 3 000-5 000
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (при его обязательной установке по закону) или с нарушением требований к его использованию Должностное лицо ИП

Компании

7 000-10 000

15 000-25 000

20 000-50 000

Внеплановые проверки ГИТ часто проводятся по представлению органов прокуратуры или по инициативе инспектора ГИТ. В таком случае источником информации о том, что в компании не все благополучно в плане соблюдения трудового законодательства, являются ее работники, профсоюзные органы и другие лица, в том числе СМИ.

Снизить риск внеплановых проверок до нуля вряд ли получится ─ практически всегда находятся недовольные сотрудники, которые по поводу и без повода бегут в прокуратуру или ГИТ с жалобами на работодателя. Но все-таки существенно его уменьшить можно: нужно стремиться вовремя сдавать отчетность, без задержек расплачиваться с работниками, а также следить за выполнением иных норм трудового законодательства.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Уведомление о проведении внеплановой проверки

   По общему правилу, о том, что будет проводиться внеплановая выездная проверка юрлицо, ИП должны быть уведомлены не менее чем за 24 часа. Уведомление может быть направлено любым доступным способом, в том числе, направлено по электронной почте.

   Однако, не во всех случаях требуется предварительное уведомление юрлица, ИП о проведении внеплановой выездной проверки. Например, такое уведомление не направляется, если проверка проводится, в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан.

   Таким образом, уведомление или не уведомление о проведении проверки зависит от оснований ее проведения.

Как подготовиться к проверке

Чтобы проверка пришла с минимум замечаний необходимо организовать выше перечисленные работы по ОТ и привести в надлежащий вид необходимую документацию

Основными направлениями работы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание (за непроведение которых самые большие штрафы):

  • специальная оценка условий труда;
  • медосмотры и психосвидетельствования;
  • обеспечение спецодеждой и другими СИЗ;
  • обучение и инструктажи.

Для этого необходимо:

  • заключить договор с организаций, проводящей СОУТ, составить график и начать работы в этом направлении;
  • определить перечень должностей, подлежащих МО, заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и отправить сотрудников на осмотр;
  • закупить и выдать необходимые СИЗ;
  • организовать проведение инструктажей с регистрацией в соответствующем журнале, обучения рабочих по ОТ (при необходимости обратиться в учебный центр);
  • организовать обучение руководителей и специалистов в учебном центре.

Что проверит ГИТ в 2021?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). 

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!

Все документы – в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:

Обращаем внимание:

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.

  • для должностного лица – до 5 000 рублей;
  • для организации – до 80 000 рублей.

Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 рублей;
  • для организации – до 150 000 рублей.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Мораторий на проверки МСП

06.04.2020

Наталия Травкина

Юридическая сообщает, что внесенными изменениями в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с 1 апреля 2020 г. вводится мораторий на проверки МСП.

Согласно изменениям, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Исключение составляют проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

До этого изменения мораторий до 31 декабря 2020 г. был предусмотрен для субъектов только малого бизнеса и только по плановым проверкам с большим перечнем исключений.

Между тем, государственные органы продолжают функционировать (п. 6 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239), поэтому проверки, на которые не распространяется этот мораторий и другие, вводимые в настоящее время ограничения, могут быть проведены в любое время, особенно, если эти проверки не влекут непосредственного контакта с проверяемым лицом и его работниками.

О чем подумать, что сделать

При этом мораторий имеет и другие исключения:

  • для применения данного положения к вашему предприятию, ИП, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, иначе мораторий не применим;
  • введенное ограничение касается только тех проверок, которые назначаются и проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • нарушение правил, установленных в связи с введением режима повышенной готовности, влечет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций. Соблюдение данных правил в настоящее время будет проверяться (и уже проверяется) в первую очередь.

Помощь консультанта

Специалистами юридической накоплен большой опыт подготовки клиентов к мероприятиям государственного и муниципального контроля, сопровождения их в ходе проверок, обжалования результатов проверок. Итоговый результат проверки наших клиентов обычно максимально соответствует их интересам.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Например, приостановлены плановые налоговые и таможенные проверки, проверки соблюдения валютного законодательства, законодательства о ККТ и пр.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Мифы и правда о налоговых проверках

Когда речь заходит о налоговых проверках, большинство бизнесменов делятся на два лагеря: одни приходят в ужас от одного только упоминания о проверке, другие, наоборот, считают, что их проверка не коснется, потому что «мы работаем меньше трех лет» или «мы так 10 лет работали, и ничего нам за это не было». Знакомо? Тогда расскажу коротко о том, когда налоговая проверка будет и какие могут быть последствия.

МИФ 1. Налоговые органы проводят проверку не чаще одного раза в три года.

ПРАВДА. Действительно, согласно закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ плановые проверки деятельности субъектов МСП проводят не чаще одного раза в три года. Вместе с тем в законе речь идет о проверках надзорных органов, в число которых не входят налоговые проверки.

Порядок, сроки проведения налоговых проверок регулируются исключительно НК РФ. Существует два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

У них одна цель – проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Но при этом они существенно отличаются друг от друга. Камеральная проверка проводится регулярно и по умолчанию, как только налогоплательщик подал любую из деклараций. Длительность проверки – три месяца, решение о проверке не выносится.

Выездная же проверка может начаться только на основании решения налогового органа, проверяют все документы, продолжительность – два месяца, но, с учетом обычной приостановки проверки, срока подготовки акта, возражений, дополнительных мероприятий налогового контроля и прочих мероприятий, фактически результат налогоплательщик может получить через год-два и даже более.

В случае назначения выездной налоговой проверки проверяют не более трех лет, предшествующих году проверки. Например, если решение о проверке вынесено в 2021 г., то период проверки – 2018–2020 гг. Из практики часто налогоплательщики получают «новогодний подарок» – решение от 31 декабря, благодаря чему уходящий год трехлетней давности по факту попадает под проверку.

Выходить на проверку или нет – это решение налоговые органы принимают по результатам предпроверочного анализа. Только потому, что «наступил срок», выездную налоговую проверку не назначат. На практике я не раз встречала, что деятельность ведется 1–1,5 года, а уже назначена проверка. Почему? Потому что в предпроверочном анализе налоговые органы получили достаточно доказательств (документов, информации, результатов допроса и опроса руководителей, сотрудников), подтверждающих нарушение налогового законодательства на значительные суммы.

В 95% случаев причина проверки – это использование «бумажного НДС» от и дробление бизнеса.

МИФ 2. Дробление бизнеса законодательно не запрещено, поэтому и наказать меня не могут.

ПРАВДА. Действительно, законодательством не запрещено дробить бизнес на несколько юридических лиц и ИП, даже если все они взаимозависимы. Однако в августе 2021 г. в НК РФ внесена новая статья – 54.1, которая и расставила границы дозволенного: исходя из смысла статьи, а также сложившейся практики ВС РФ, налогоплательщик может применять любые законные возможности снизить налоговую нагрузку (например, применение УСН, патента), но только при условии, что сможет доказать как самостоятельную хозяйственную деятельность каждого ООО/ИП в группе, так и то, что дробление бизнеса имеет под собой деловую цель.

Если же по факту будет доказано, что единственная цель дробления – это налоговая оптимизация, то такие действия будут носить незаконный характер со всеми вытекающими последствиями. Доначисление налогов по дроблению бизнеса в большинстве своем превышает 50 млн руб. Поэтому работать, как «работали 10 лет», сейчас не получится, надо выстраивать систему и продумывать защиту заранее.

МИФ 3. Мораторий на проверки малого бизнеса.

ПРАВДА. Правительство РФ постановлением от 30.11.2020 № 1969 запретило включать субъекты МСП в ежегодные планы проверок надзорных органов на 2021 г. При этом мораторий на выездные налоговые проверки в связи с пандемией закончился 30.06.2020 г. (постановление от 30.05.2020 № 792). По факту после отмены моратория выездных налоговых проверок и доначислений по ним стало больше.

О налоговых проверках можно говорить долго, тем более есть опыт защиты по налоговым спорам, которым делюсь. В марте проведу новый семинар «Налоговые претензии: реальные методы защиты», предварительная запись на сайте dkvl.ru уже открыта.

ООО «Консалтинговая

г. Владивосток, Океанский проспект, 103а, 7-й этаж,

тел.: 8 (423) 242–94–19, 243–17–82

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector