Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑фз и гк рф

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Изменение цены контракта при пересмотре НДС

В 2021 году действовало еще одно основание для изменения цены. Оно связано с увеличением налоговой ставки НДС с 18 до 20% в текущем году. До октября 2021 года заказчикам разрешено было изменять цену по контрактам при условии, что они были подписаны до 2019 года, но только в пределах увеличения размера НДС. Если заказчики не успели изменить цену и ставку налога в контракте, то они должны работать на прежних условиях. Для увеличения цены по указанному основанию необходимо было одновременное соблюдение четырех условий:

  • государственный контракт менялся по соглашению сторон;
  • контракт подписан до 2021 года, а приемка работ происходит после 2021 года;
  • в контракте была указана прежняя ставка НДС;
  • изменение контракта допускается исключительно в пределах доведенных до заказчика лимитов.

Для поставщиков необходимость пересмотра цены контракта в условиях роста НДС очевидна, а у заказчиков с этим могли возникнуть определенные сложности, так как они не вправе не учитывать бюджетные лимиты.

Нередко споры вызывал вопрос в отношении включения НДС в цену контракта, в котором победил «упрощенец» (организация, применяющая УСН). Прямого ответа в 44-ФЗ относительно того, нужно ли исключать НДС, не содержится. Но в письме Минфина №03-07-11-72354 от 2017 года министерство высказало несогласие с уменьшением цены контракта для поставщика на УСН на сумму НДС.

Изменение цены до подписания контракта

Изменение цены контракта в большую сторону допустимо до подписания государственного контракта, но при соблюдении ряда правил. Такая необходимость у заказчика может быть вызвана желанием закупить дополнительный товар за счет сэкономленной суммы. В данном случае заказчик может попробовать приобрести дополнительные товары на сумму разницы между НМЦК и ценой контракта, если победитель согласится на такие условия.

Для того чтобы увеличить цену контракта до НМЦК, необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:

  1. Данный порядок может действовать только при договорах поставки товаров, при закупке работ и услуг увеличить цену контракта нельзя.
  2. Цена должна находиться в пределах НМЦК.
  3. Условия об увеличении цены должны содержаться в закупочной документации.
  4. Цена единицы товара рассчитывается в виде деления новой цены контракта на количество предмета закупки.

Поставщик может принять предложение заказчика или отказаться от него. В последнем случае контракт подписывается по старым условиям, которые стали известны по результатам закупки. Никаких санкций для поставщика за отказ от предложения заказчика не предусмотрено.

Если поставщик принял предложение заказчика, то контракт подписывается на новых условиях без дополнительных соглашений.

Как заключить контракт со 2-м номером после расторжения контракта?

После внесения изменений в законодательство о контрактной системе законом об упрощении закупок у заказчиков и участников закупок появилась возможность заключать контракт со вторым номером в случае его расторжения с победителем закупки. Такие изменения были внесены в 95 статью закона № 44-ФЗ, которая была дополнена частью 17.1.

На практике эти положения были восприняты неоднозначно. В связи с чем стали возникать вопросы, как заключить контракт со 2-м номером в такой ситуации, как вносить сведения в реестр контрактов. По этому поводу мы направляли запрос в Минфин и даже получили ответ, но достаточно невнятный.

И вот ситуация наконец-то стала проясняться. Казначейство дало свои разъяснения по этому поводу, исходя из которых следует:

  1. Контракт заключается со 2-м номером не через ЕИС, а в бумажной форме.
  2. В реестр контрактов сведения о контракте вносятся. При этом, как уверяет казначейство функционал для этого уже работает.
  3. Сама по себе ситуация оказалась не урегулированной, поэтому минфин и казначейство готовят поправки.

Комментарий к Статье 95 ТК РФ

Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ст. 95 Трудового кодекса РФ).

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, и 5 января — новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день; 1 мая — праздник весны и труда;

9 мая — День Победы; 12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства.

Существующие профессиональные праздники, такие как День медицинского работника, День работника торговли и т.п., не относятся к нерабочим праздничным дням, и правила статьи 95 Трудового кодекса РФ в этих случаях не применимы.

Накануне праздничных и выходных дней продолжительность рабочего дня (смены) сокращается на один час, как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе.

При этом такое сокращение производится не только в отношении работников с нормальной продолжительностью рабочего времени, но и в отношении работников с сокращенной продолжительностью рабочего времени.

В связи с тем что продолжительность работы при 40-часовой рабочей неделе подлежит сокращению на один час, накануне праздничных (нерабочих) дней предвыходной день не сокращается, если празднику предшествуют один или два выходных дня.

Например, если праздник приходится на воскресенье, а в организации установлена 5-дневная рабочая неделя, то рабочий день в пятницу не сокращается, поскольку в этом случае праздничному дню предшествует выходной день — суббота.

В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (разъяснение Минтруда России от 25 февраля 1994 г. N 4).

При 5-дневной рабочей неделе недельная норма времени распределяется по дням недели графиком или распорядком. Поэтому законодательство не устанавливает сокращения продолжительности рабочей смены накануне выходных дней, как это предусмотрено для 6-дневной рабочей недели.

В случае, если в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка должна компенсироваться предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой в порядке сверхурочной работы.

Статья 152 Трудового кодекса РФ регламентирует порядок оплаты сверхурочных работ.

5-е изменение: Изменены условия авансирования контрактов федеральными заказчиками

Суть изменений:

С 1 января 2021 года заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.

Это связано с тем, что начала действовать новая редакция абз. 1 подп. «а» п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2021 г. № 1496.

В частности, в соответствии с изменениями заказчики федерального уровня, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в контрактах последующие платежи в размере, не превышающем разницу между:

— стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);

— суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом предельные размеры авансовых платежей установлены в том же п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

Практические последствия:

Письмо Казначейства от 30.09.2019 г. N 14-00-06/20797

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 30 сентября 2019 г. N 14-00-06/20797

Федеральное казначейство рассмотрело обращение по вопросу отсутствия технической возможности в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) заключения контракта в электронной форме в случаях, предусмотренных частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), и сообщает следующее.

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС и не наделено полномочиями по осуществлению разъяснений норм законодательства Российской Федерации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены за Минфином России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.

При этом по вопросу, указанному в обращении, полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры.

Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

При этом положения части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Положения статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ также не определяют порядок заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае расторжения контракта с победителем электронной процедуры и не определяют сроки направления проекта контракта заказчиком такому участнику.

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным казначейством совместно с Минфином России прорабатывается вопрос внесения изменений в положения Закона N 44-ФЗ в целях урегулирования порядка заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе

Таким образом, при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.

Дополнительно информируем, что с выходом версии ЕИС 9.3 (плановая дата выпуска 07.10.2019) функционалом ЕИС будет обеспечиваться возможность включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведений о контракте, заключенном без использования ЕИС (в неэлектронной форме), в случае, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. До выхода вышеуказанной версии включение сведений в реестр контрактов, заключенных заказчиками, обеспечивается службой технической поддержки пользователей на основании обращения заказчика.

А.Т.КАТАМАДЗЕ

Письмо Казначейства от 30.09.2019 г. N 14-00-06/20797239 downloads

Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

Статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает права заказчика и поставщика на одностороннее расторжение соглашения о закупке. Ст. 95 “ Изменение и расторжение контракта” приводит перечень обстоятельств, когда одна из сторон вправе обнулить договор в силу невыполнения предусмотренных условий или других обстоятельств.

Изменение и расторжение контракта по 95 статье 44 ФЗ

Изменения условий контракта о закупке не допускается во время его исполнения. Однако существует ряд обстоятельств, когда положения соглашения позволительно редактировать:

  • Если закупка осуществляется только у одного поставщика и в контракте предусмотрена возможность его изменения. В таком случае поправки вносятся при следующих обстоятельствах:
    • При уменьшении стоимости контракта при том, что товар, работа, услуги и другие предусмотренные соглашением условия не изменяются;
    • При предложении заказчика увеличить или уменьшить количество товаров, объёма услуг или работы на размер не более десяти процентов. В таком случае, при обоюдном согласии стороны могут изменить стоимость договора эквивалентно изменяемым пропорциям предложений соглашения;
  • Если контракт, обеспечивающий федеральные и муницапальные нужды, а также нужды субъектов РФ, который заключён на срок более трёх лет, не может быть выполнен без поправки отдельных условий по причинам, не зависящим от сторон, данный договор может быть изменён при соответствующем решении правительства Российской Федерации.
  • Если цена контракта на лечение гражданина РФ, находящегося за рубежом, с иностранной компанией, изменяется согласно с предоставляемым перечнем услуг, тогда соглашение может быть изменено при условии, что это предусмотрено в договоре с иностранной организацией.

После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

Досрочное расторжение контракта по закону

Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

  • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
  • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
  • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон; в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 сентября 2016 г. N Д28и-2264 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

8 ноября 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Статьей 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

При этом следует отметить, что частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения цены контракта и (или) цены единицы товара (работы, услуги).

Таким образом, Закон N 44-ФЗ допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменения условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части замены материалов (оборудования) на другие только в случае, когда их качество, а также технические и функциональные характеристики улучшены по сравнению с указанными в контракте.

При этом следует отметить, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики выполняемых работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ снижение цены контракта по соглашению сторон без изменения иных условий контракта допустимо только при условии, что такая возможность была заранее предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ применяется в случае отсутствия изменений условий контракта, а применение части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ применяется при изменении условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги улучшенного качества.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector