Изменение существенных условий государственного контракта

Содержание:

Обеспечение исполнения контракта

Заключение контракта по 44-ФЗ предполагает предоставление обеспечения его исполнения в случае, если это предусмотрено документацией. В некоторых случаях заказчик обязан установить данное условие в документации, в других он имеет на это право.
  

Определенный законом порядок заключения государственного контракта предусматривает направление документов обеспечения исполнения контракта поставщиком одним пакетом документов с проектом контракта. Подписание документов без прикрепления документа обеспечения равноценно уклонению от заключения контракта. Те же последствия ожидают, если документ обеспечения не соответствует предъявленным к нему требованиям. То есть заключение контракта по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения его исполнения, если это предусмотрено документацией.
   

Требования к обеспечению исполнения обязательств поставщиком устанавливаются документацией о закупке. Право выбора между обеспечением денежными средствами и банковской гарантией предоставляется поставщику. Он в зависимости от своего финансового положения и взятых на себя иных обязательств самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения своих обязательств. Необходимо тщательно рассчитать свои финансовые ресурсы так, чтобы средств хватило на все предстоящие расходы. Выбор банковской гарантии позволяет не изымать из оборота компании достаточно внушительные суммы.
   

Требования к банковской гарантии установлены ст. 45 закона о контрактной системе. Гарантия должна быть безотзывной и получена в банке из списка кредитных учреждений министерства финансов. Гарантия должна содержать все обязательные условия, перечисленные в законе о контрактной системе. Не лишним будет ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к банковской гарантии документацией о закупке.

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям заказчика является причиной считать, что победитель уклоняется от заключения контракта.
   

На получение гарантии потребуется время, поэтому нужно подавать документы на предварительное одобрение выпуска банковской гарантии заранее. Не нужно ждать протокола подведения итогов или получения проекта договора от заказчика. Можно не успеть получить гарантию в сроки заключения контракта по 44-ФЗ, так как они очень ограничены.
   

Следует учесть, что при снижении начальной максимальной цены контракта нужно будет либо подтвердить документально свою добросовестность, либо предоставить обеспечение исполнения обязательств в полуторном размере.

Перед направлением банковской гарантии желательно согласовать её с заказчиком и проверить наличие сведений о ней в соответствующем реестре на сайте Единой информационной системы. Обычно сведения о банковской гарантии появляются в реестре в течение суток с даты её выдачи.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ»

Как продлить госконтракт

Допустим, заказчика полностью устраивает действующий поставщик и условия договора с ним. При всем при том, что его желание сэкономить время и финансы на процедуре закупки вполне объяснимо, сделать этого он не сможет. Потому что единственным вариантом заключить контракт на следующий год является обычная процедура новой закупки. Она должна быть проведена по всем правилам 44-ФЗ. То есть заказчику следует включить ее в план-график и план закупок, обосновать цену контракта, описать предмет закупки, провести конкурентную процедуру или же, если условия позволяют, провести закупку у единственного поставщика.

Продление из-за уменьшения финансирования

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

Цена и порядок оплаты

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Исключения из данного правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19  , в соответствии с которым формула цены и максимальное значение цены контракта указываются в случаях заключения контракта на предоставление:

  • услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
  • услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от системы налогообложения, применяемой победителем (Решение Татарстанского УФАС от 09.07.2014 № 04-04/9521).

Однако существуют решения судов, в которых говорится, что если при заключении контракта цена работ была указана с НДС 18%, а к окончанию выполнения работ исполнитель не является плательщиком НДС, то заказчик может оплачивать работы за вычетом НДС. В качестве обоснования указывается, что исполнитель не должен компенсировать свои расходы на уплату НДС в бюджет за счет заказчика, в связи с чем, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, получает неосновательное обогащение при отсутствии к этому законных оснований (Постановление ФАС ВВО от 18.08.2014 № А82-3316/2013).

Не стоит забывать о том, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (п. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе). Отсутствие в проекте контракта данного условия является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС РФ от 07.05.2014 № К-726/14).

Согласно п. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Порядок оплаты должен быть четко сформулирован. Например, формулировка «Заказчик вправе предоставить Подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год» таким требованиям не отвечает (Решение ФАС РФ от 31.03.2014 № К-526/14).

Срок оплаты лучше всего определить календарной датой, чтобы он соответствовал требованиями ст. 190 ГК РФ. В противном случае условие о сроках оплаты будет считаться неуказанным.

В качестве примера можно привести Решение Ростовского УФАС от 26.06.2014 № 1238/03. Заказчик в проекте контракта предусмотрел, что оплата производится в течение двух рабочих дней после поступления средств на расчетный счет заказчика (средства перечисляются на расчетный счет подрядчика). Антимонопольный орган сделал вывод, что по смыслу ст. 190 ГК РФ поступление средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, обладающим качеством неизбежности; календарной датой; периодом времени. Следовательно, поступление бюджетных средств не может определять срок. Действия заказчика были признаны незаконными.

Автоматическая пролонгация договоров по ФЗ №44

Автоматическое продление действия договора на следующий финансовый год контрактным законодательством не предусмотрено. В связи с этим заказчикам рекомендовано ежегодно проводить закупку товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями. В том числе по тем договорам, которые заключают на постоянной основе — снабжение электрической энергией, водными ресурсами, газоснабжение и проч.

При этом ГК допускает пролонгацию договора на снабжение электрической энергией (п. 2 ст. 540 ГК). Это значит, что если заказчик решил сменить поставщика коммунальных услуг и не уведомил его об этом во время действия договора, который заключен, его условия продолжают действовать. Ресурсы, которые потребляет заказчик, подлежат оплате, а если возникнет задолженность — проводят начисление неустойки в виде штрафов и пеней.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Обзор документа

Минстрой разъяснил, что условия контракта по 44-ФЗ могут быть изменены по соглашению сторон, если это предусмотрено документацией о закупке и контрактом, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом

При этом важно следующее:. — цена контракта снижается без изменения количества и качества товара, работы или услуги;

— цена контракта снижается без изменения количества и качества товара, работы или услуги;

— по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются (не более чем на 10%) количество товаров, объем работ или услуг;

— меняются объем и (или) виды работ по контракту на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта, а также работ по сохранению объектов культурного наследия.

В последнем случае допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

5-е изменение: Изменены условия авансирования контрактов федеральными заказчиками

Суть изменений:

С 1 января 2021 года заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.

Это связано с тем, что начала действовать новая редакция абз. 1 подп. «а» п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2021 г. № 1496.

В частности, в соответствии с изменениями заказчики федерального уровня, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в контрактах последующие платежи в размере, не превышающем разницу между:

— стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);

— суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом предельные размеры авансовых платежей установлены в том же п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

Практические последствия:

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Когда существенные условия нельзя изменить?

Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Когда существенные условия нельзя изменить?

Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Виды пролонгации, их плюсы и минусы

Существует два вида:

Автоматическая

Она подразумевает наличие в договоре соответствующего пункта. В соглашениях различного рода можно встретить формулировки, что если в течение периода действия документа ни одна из сторон не выступит с инициативой прекратить сотрудничество, договор будет продлен на прежний срок;

Какие договоры могут автоматически пролонгироваться в силу закона

К таким договорам, в частности, относятся:

• договор управления многоквартирным домом. Если ни одна из сторон не заявит о прекращении этого договора по окончании срока его действия, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были в нем предусмотрены (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ);

• договор электроснабжения. Если он заключен на определенный срок, он продлевается на тот же срок и на тех же условиях. Это происходит, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п. 2 ст. 540 ГК РФ). Кроме того, он продолжает регулировать отношения сторон, если одна из них до окончания срока его действия внесла предложение заключить новый договор — на период до заключения нового договора (п. 3 ст. 540 ГК РФ);

• договор доверительного управления имуществом. Он продлевается, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 2 ст. 1016 ГК РФ).

Договоры могут продлеваться автоматически не только в силу закона, но и в силу подзаконного акта. Например, при наличии определенных условий автоматически продлевается генеральное соглашение между кредитной организацией и Федеральным казначейством о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121).

При пролонгации в силу закона или подзаконного акта договор продлевается, как правило, на тех же условиях и на тот же срок при условии, что наступили обстоятельства, которые указаны в законе или акте.

Неавтоматическая

Она подразумевает отдельное оформление документа о продлении действия прежнего соглашения. По факту новая бумага является дополнением к старому соглашению, где прописаны новые сроки и условия сотрудничества сторон.

Таким образом, автоматическая пролонгация подразумевает, что если партнеров устраивает работа друг с другом, у них нет необходимости возвращаться к вопросу продления договора каждый раз, когда его период истекает.

Если клиент соглашается с условиями банка касательно изменяющейся процентной ставки, в момент продления договора может выйти так, что ставка по вкладу окажется менее привлекательной, нежели раньше.

Неавтоматическая пролонгация отлично подходит для условий, когда рыночная конъюнктура, в которой ведут деятельность стороны или предоставляются услуги по договору, является изменчивой.

Это позволяет подстроиться под особенности ситуации, возникшей в определенной сфере в данный момент времени, которая предположительно продолжится в течение некоторого периода в будущем.

Если разбирать пример с банковским вкладом, можно сказать, что у клиента появляется возможность пересмотреть соглашение с банком и продлить сотрудничеству на лучших условиях.

Пролонгация и 44-ФЗ

Как известно, госконтракты заключаются исходя из выделенных лимитов бюджетных средств. И если такие лимиты утверждены на 3 года, то заказчик может заключить контракт сразу на этот срок (письмо Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2141). А может ли он пролонгировать в этом случае контракт, заключенный на один год? Нет, считают в Минэкономразвития и разъясняются свою позицию в письме от 14.07.2016 № Д28и-1818.

Срок госконтракта — существенное условие договора

В соответствии с частью 1 статьи 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут изменять существенные условия договора. Исключение составляют некоторые случаи, которые, однако, строго регламентированы.

Какие же условия относительно сроков являются существенными в госконтракте? На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к существенным условиям относится предмет соглашения, а также прочие условия, которые признаны существенными самими сторонами договора либо законом и иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе содержатся несколько статей, которые относят к существенным условиям следующие:

  • статья 457 — срок поставки товара;
  • статья 708 — срок начала и окончания выполнения работ;
  • статья 783 — срок предоставления услуг.

Получается, что эти условия в соответствии с гражданским законодательством признаются существенными условиями договора. Поэтому согласно статье 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут их менять.

Этот вывод подтверждается разъяснениями Минфина, данными в письме от 22.04.2016 № 02-02-15/24252. Отметим, что заключить отдельное соглашение с целью продлить срок госконтракта у сторон права также нет — об этом предупреждает Минэкономразвития в своем письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector