Каким образом регулируются особенности исполнения контракта, согласно статье 94 44-фз?

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

На основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ в закупочном извещении допускается установить требование к поставщику о привлечении к исполнению госконтракта компанию, которая относится к СМП и СОНКО. Данный факт и объем выполняемых работ соисполнителем в размере не менее 5% должен быть зафиксирован в государственном контракте. Если исполнитель не выполнит указанное условие, то он понесет ответственность (например, в виде штрафных санкций размером 1% от цены договора).

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.

В рамках предусмотренного в Законе о контрактной системе квотирования закупок у СМП и СОНКО заказчик при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – подрядчик) вправе прописать в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а названный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СОНКО, и включается в соответствующий отчет об этих закупках. Кроме того, в контрактах должно содержаться обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП И СОНКО (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе). Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере – например, 1% от цены контракта.

Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа. Если он будет прописан в диапазонном значении (допустим, «не менее 15%»), то, хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым, но в подавляющем большинстве случаев они расценивают такое как нарушение законодательства

Вместе с тем следует помнить, что данное фиксированное число должно входить непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении – в противном случае тоже будет иметь место нарушение законодательства.

Кроме того, в соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ в конце 2016 года утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. В условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5% от цены контракта, а подрядчик обязан в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СОНКО в качестве субподрядчиков и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг

Обратим внимание, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом Законе о контрактной системе и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СОНКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки (ч

8 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ

Оказание услуг производится в порядке и в сроки, установленные Графиком оказания услуг, подписываемым обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Исполнитель вправе оказывать услуги лично, а также привлекать для оказания услуг, предусмотренных настоящим договором, соисполнителей. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

  1. список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

  2. изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно: в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

соисполнитель

3.1.9 соисполнитель :

Организация (предприятие, объединение, акционерное общество и т.п.), заключающая договор с головным исполнителем на выполнение конкретной работы, в соответствии с договором координирующая работу и отвечающая за ее выполнение.

Примечание — В договорной документации и акте приемки работы соисполнитель именуется исполнителем, а головной исполнитель — заказчиком.

Смотри также родственные термины:

3.61 соисполнитель разработки:

Организация, которая не является ни главным подрядчиком, ни субподрядчиком данной разработки, но которая принимает участие в разработке системы или проекта.

3.2 соисполнитель СО (соисполнитель):

Технически компетентная организация, которую производитель СО привлекает для выполнения определенных этапов производства СО.

Примечание — Основные этапы/процессы производства СО, которые не могут быть переданы соисполнителям, включают в себя планирование процесса производства СО, установление значений аттестуемых характеристик СО, оформление паспорта и инструкции по применению СО.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2020 .

Смотреть что такое «соисполнитель» в других словарях:

соисполнитель — сущ., кол во синонимов: 1 • исполнитель (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

соисполнитель — соисполн итель, я … Русский орфографический словарь

СОИСПОЛНИТЕЛЬ — см. Исполнитель преступления … Словарь-справочник уголовного права

соисполнитель — я; м. Юрид. Тот, кто выступает исполнителем чего л. (проекта, решения и т.п.) совместно с кем , чем л. ◁ Соисполнительница, ы; ж. Соисполнительский, ая, ое. С ое сотрудничество … Энциклопедический словарь

соисполнитель — я; м.; юрид. см. тж. соисполнительница, соисполнительский Тот, кто выступает исполнителем чего л. (проекта, решения и т.п.) совместно с кем , чем л … Словарь многих выражений

соисполнитель СО (соисполнитель) — 3.2 соисполнитель СО (соисполнитель): Технически компетентная организация, которую производитель СО привлекает для выполнения определенных этапов производства СО. Примечание Основные этапы/процессы производства СО, которые не могут быть переданы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

организация-соисполнитель — организация соисполнитель, организации соисполнителя … Орфографический словарь-справочник

организация-соисполнитель — — Тематики энергетика в целом EN participating bureau … Справочник технического переводчика

Рекомендуем к прочтению: Грузчик мерчендайзер кто это

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

https://youtube.com/watch?v=QC_cbblgoDY

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 30 Закона о контрактной системе.

Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бджетной организации» № 6,июнь, 2017 года

Что делать{q}

Заказчики будут получить от соисполнителей и субподрядчиков все необходимые данные для внесения в реестр, а именно:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН субподрядчика, соисполнителя;
  • предмет и цена договора;
  • дата заключения и номер контракта (при наличии).

Требовать информацию дополнительно, скорее всего, не понадобится, поскольку она содержится в договорах сторон. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466, компании должны представить все необходимые данные в пятидневный срок со дня заключения контракта.

Напомним, за невнесение предусмотренных законодательством данных в реестр госконтрактов для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей ( п. 2 ст. 7.31 КоАП РФ ).

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Обоснование НМЦК

Пожалуй, самым сложным с точки зрения трудозатрат является обоснование начальной (максимальной) цены закупки.

Прежде всего, Законом предписывается использовать определённые методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в Законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или, при их отсутствии, однородных товаров:

  • Идентичные товары, работы, услуги имеют одинаковые характерные для них основные признаки.
  • Однородные товары — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которая будет использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка могут использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах,
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных исполнителей,
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен образовательных услуг в ЕИС.

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относятся:

  • Информация о ценах, содержащаяся в уже исполненных госконтрактах. Эти сведения можно найти в реестре контрактов, опубликованном в ЕИС.
  • Информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.
  • Данные государственной статистической отчетности.
  • Информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Для активного заказчика важно то, что Закон 44-ФЗ фактически оставляет перечень допустимых источников общедоступной информации для обоснования цен открытым. Проще говоря, заказчику можно использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены

Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами, применение собственных формул обоснования начальной цены при условии их публикации в составе плана-графика не является нарушением

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трёх цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. Для простоты работы заказчика методическими рекомендациями Минэкономразвития рекомендуется использовать следующую формулу:

где:
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
№ — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i

При этом в расчётах не рекомендуется использовать те цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть. Для того, чтобы проще было выделить именно однородные цены, Методическими рекомендациями в помощь заказчику также предложена специальная формула:

где:
V — коэффициент вариации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
№ — количество значений, используемых в расчете.

«Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах».

Новые антикризисные меры в 44-ФЗ с 01.04.2020

01.04.2020 вступил в силу федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени исходя из цены этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Распространили порядок списания неустоек за 2020, 2020 годы на неустойки, которые начислены в 2020 году. Подробнее об этом в статье «Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году».
  5. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  6. Разрешили менять цену и сроки в контрактах, если обязательства невозможно выполнить из-за коронавируса, но при условии, что правительство, региональные или местные власти дали согласие и есть лимиты бюджетных обязательств на это.
  7. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector