Как внести обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Как уменьшить размер

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта допускается в исключительных ситуациях только по результатам успешной реализации части или определенного этапа контракта.

Уменьшение размера обеспечения производится на условиях отсутствия у поставщика неисполненных требований по выплате неустоек (в виде штрафов и пени) за неисполнение условий реализации контракта.

Необходимость уменьшения размера обеспечения особенно актуальна для капиталоемких отраслей вроде строительства, в которых подрядчики часто испытывают дефицит оборотных средств. Например, в рамках строительного контракта выполнено 50% работ, подрядчик может вернуть 50% от стоимости обеспечения или вернуть 100% после внесения банковской гарантии.

Порядок действий при уменьшении обеспечения исполнения контракта будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик размещает в реестре контрактов сведения об исполнении поставщиком обязательств по контракту, а также величину исполненных обязательств.
  2. Поставщик передает заказчику заявление с просьбой уменьшить величину обеспечения исполнения контракта. Это актуально, только если обеспечение было внесено в денежном формате.
  3. Заказчиком уменьшается величина обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости исполненных обязательств и перечисляется часть суммы по правилам, указанным в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях, то сроки для возврата обеспечения составляют 30 дней. При проведении закупки среди СМП и СОНКО данные сроки сокращены до 15 дней.

Стоит отдельно отметить, что по требованиям законодательства в некоторых случаях установлен запрет на уменьшение суммы обеспечения. По решению Правительства в рамках закупок, связанных с повышением обороноспособности, повышением безопасности государства и защиты здоровья, интересов и прав граждан, это недопустимо.

Новшества по обеспечению гарантийных обязательств

Прежние правила

До июля 2020 года заказчики могли при необходимости прописать в условиях закупки, что поставщик должен не только поставить товар или выполнить работу, но и предоставить гарантийное обслуживание. А при поставке и настройке машин и оборудования гарантия была обязательным условием контракта (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее Закон № 44-ФЗ). Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Также в любых закупках заказчики имели право (хотя и не были обязаны) требовать, чтобы поставщик внес обеспечение не только самого контракта, но и обязательств по гарантийному сроку (подробнее об обеспечительных платежах читайте в статье «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Обеспечительный платеж можно было заменить банковской гарантией (подробнее о банковских гарантиях читайте в статье «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам»).

Указанные условия помогали заказчикам обезопасить себя на случай, если компания-производитель товара по той или иной причине не могла выполнить гарантийного обслуживания (например, из-за ликвидации или банкротства). Тогда все действия по гарантии приходилось совершить поставщику за свой счет. Если он этого не делал, заказчик не возвращал ему обеспечительный платеж.

Важная деталь: обеспечение контракта и обеспечение гарантии были неделимы. Это значит, что поставщик брал единую банковскую гарантию на обеспечение контракта и на обеспечение гарантийного обслуживания. Если обеспечение вносилось деньгами, и контракт был исполнен, а гарантийные обязательства нет, то поставщик лишался всей суммы обеспечения. Ту часть, которая приходилась на контракт, ему не возвращали.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Новые правила

С июля 2020 года прежние правила остались в силе. При этом появились четыре важных дополнения:

  • Понятие «обеспечение гарантийных обязательств» выделено из понятия «обеспечение контракта». Отныне поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств. Если платеж внесен деньгами, то при выполнении контракта и не выполнении гарантийных работ поставщик вправе требовать возврата той части обеспечения, что приходится на контракт.
  • Условие об обеспечении гарантийных работ стало обязательным для закрытых закупок (ч 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Для всех прочих госзакупок оно остается добровольным: заказчик по своему желанию может его установить, либо отказаться от него.
  • Ограничен размер обеспечения гарантийных обязательств для поставщиков-субъектов малого предпринимательства (сокращенно СМП). Если такое обеспечение предусмотрено контрактом, то малые предприятия вносят его в сумме не более 10% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Это следует из новой редакции части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Как ее получить

Для получения документа от банка необходимо подать электронную заявку или лично обратиться в кредитное учреждение. Специалист проверяет добросовестность клиента, поэтому потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • регистрационные бумаги — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН;
  • финансовую и бухгалтерскую отчетность за год.

Кроме того, необходимо заполнить заявку и предоставить ссылку на закупку. Многие банки требуют, чтобы клиент открыл расчетный счет в учреждении. Чтобы не тратить время и средства, заранее узнайте, предоставляет ли ваш банк операционного обслуживания гарантийные документы. Если такая услуга есть, то вам не потребуется подавать учредительные документы и полную финансовую отчетность за год. Обычно для подтверждения финансовой стабильности действующих клиентов банки запрашивают квартальную отчетность.

Способы внесения

В рамках контрактной системы поставщики могут выбрать один из следующих способов внесения обеспечения исполнения контракта:

  1. Денежные средства.
  2. Банковская гарантия.

На основании ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, которая выдана в одном из банков, соответствующий требования ст. 45 44-ФЗ. Денежные средства вносятся заказчиком на спецсчет

Здесь важно учитывать, что обеспечение вправе внести только сам поставщик, третье лицо сделать это за него не вправе

Комбинированный способ путем внесения одной части обеспечения в виде банковской гарантии, а другой части – в денежной форме может быть актуален, если банк одобрил гарантию на меньшую сумму, чем это требует заказчик. Но воспользоваться комбинированной формой обеспечения поставщик не может, так как данный способ в 44-ФЗ не указан, а значит, запрещен.

Денежная форма

Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки выбрал внесение денежных средств, то он должен будет предоставить в качестве подтверждения оригинал платежного поручения. При этом нужно учитывать, что победителю не нужно выставлять счета заказчику: перевод средств осуществляется по реквизитам, указанным в закупочной документации.

Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.

Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.

В виде банковской гарантии

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.

К срокам действия гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна действовать как минимум месяц после истечения срока действия контракта или внесения в него изменений по ст. 95 44-ФЗ.

Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.

В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.

Чем можно заменить

В ч. 7 ст. 96 44-ФЗ прописано право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта. То есть заказчик может заменить ранее предоставленное им обеспечение в виде денежных средств на банковскую гарантию и наоборот.

Обычно потребность в замене способа обеспечения возникает тогда, когда поставщик не успел оформить гарантию и ему пришлось временно обеспечить контракт традиционным способом. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных в ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

Для того чтобы использовать данное право, в реализуемом контракте должны быть указаны отдельные этапы его реализации. По результатам исполнения поставщиком отдельного этапа контракта и стоимости исполненных им обязательств заказчик должен включить сведения об этом в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ. Это второе условие, при котором допустимо изменить обеспечение и уменьшить его размер.

Возврат

Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.

После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.

Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.

Как правильно оформить гарантию

Если в контракте расписаны подробно все аспекты гарантийных обязательств, то заказчик и исполнитель могут быть спокойны

Правильное оформление банковской гарантии на обеспечение ГО при этом не менее важно

По ч. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте БГ указывают:

  • дату выдачи БГ;
  • наименования трех сторон сделки — Гаранта, Принципала, Бенефициара;
  • обязательства Принципала, за исполнение которых поручается банк;
  • обстоятельства, при которых заказчик вправе потребовать выплату по БГ от Гаранта;
  • подтверждающие выполнение работы, поставку товара документы;
  • гарантийный срок;
  • порядок уплаты и сумма компенсации по гарантии.

Акт приема-передачи работ, товарная накладная — это защита исполнителя в спорной ситуации. Каждый этап работ или исполненная поставка товара должны быть приняты заказчиком без возражений, и это закрепляется в подтверждающих документах.

Для выдачи такой гарантии банк проводит более тщательную проверку потенциального клиента — Принципала. Оценить риски возникновения неполадок в оборудовании или брака в товарах непросто. Для этих целей кредитная организация запрашивает информацию по предыдущим, успешно исполненным контрактам клиента.

Банковская гарантия выпускается в бумажной и электронной форме. Её вносят в реестр банковских гарантий в единой системе закупок, если она обеспечивает и исполнение контракта, и гарантийные обязательства. В иных случаях — нет.

Заказчику понадобится бумажный оригинал БГ, если последняя выдана лишь на покрытие ГО и не занесена в реестр.

Изменение вида и размера обеспечения

В соответствии со статьей 96 закона 44-ФЗ, поставщик может в процессе исполнения контракта изменить вид обеспечения, а также уменьшить его размер. Это было разрешено и раньше, но с 1 июля 2019 года правила уточнили.

Стоимость обеспечения можно уменьшить в том случае, если в соответствии с контрактом обязательства исполняются поэтапно. Уменьшить размер обеспечения можно строго пропорционально стоимости уже исполненного этапа. Порядок такой:

  • поставщик исполнил этап;
  • стороны произвели расчет;
  • в реестр был подан отчет об исполнении этапа;
  • поставщик обратился к заказчику с просьбой вернуть часть обеспечения, которая соответствует исполненным обязательствам.

Кроме того, может производиться замена одной банковской гарантии на другую, на деньги и наоборот. Это может потребоваться, в таким случаях:

  • выдавший первую гарантию банк потерял лицензию;
  • поставщик первоначально внес обеспечение деньгами, но потом ему удалось получить банковскую гарантию.

Обеспечение заявки

При подаче заявки на участие в электронном аукционе либо конкурсе каждый из участников обязан внести обеспечительный платеж, а установить сумму такого платежа – обязанность каждого заказчика. Что касается размера обеспечения, то он устанавливается заказчиком, причем диапазон составляет 0,5- 5% от начальной (максимальной) контрактной цены. Например, если заказчику нужно приобрести картриджи для оргтехники на сумму 600,0 тыс. рублей, то сумма, которая необходима для обеспечения заявки, а также участия в электронном аукционе, составит 30,0 тыс. рублей, или 5,0%.

Требование обеспечения заявок относится ко всем участникам без исключения. Его целью является возмещение потерь муниципальных и государственных заказчиков в случае, если участником подается заявка, он побеждает в тендере, но уклоняется от заключения государственного контракта. В подобном случае обеспечение по заявке остается в качестве компенсации у заказчика.

Изменения в закупках для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций

Это означает, что победитель закупки может не вносить денежные средства или банковские гарантии. Такое позволено только добросовестным поставщикам.

То есть в том случае, если участник – успешный исполнитель государственных контрактов:

  • выполнил не менее трёх контрактов без штрафов и неустоек;
  • факт выполнения закреплён в реестре госконтрактов, подтверждается выпиской из реестра;
  • сумма выполненных контрактов не менее начальной максимальной цены текущей закупки.

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от конечной цены госконтракта, а не НМЦ.

Приведём пример.

Заказчик проводит аукцион среди субъектов малого предпринимательства на приобретение специальной уборочной техники. Начальная максимальная цена контракта – 5 млн руб., обеспечение контракта установлено в размере 3%.

Победитель закупки снизил цену до 3 млн руб.

По старым правилам обеспечение контракта составило бы 150 000 руб.

То же требование к закупкам со снижением 25%, когда начинают работать антидемпинговые меры.

Но так или иначе, обеспечение не должно превышать размер аванса.

ВАЖНО! Скорее всего обе льготы будут распространяться на закупки только среди субъектов малого предпринимательства. Если такой субъект стал участвовать в общем аукционе, на него не будут распространяться льготы

Изменились правила для гарантийных обязательств

По 44-ФЗ заказчик имеет право настаивать на том, чтобы ему обеспечили гарантийный срок на товары и работы (ч.4 ст.33 44-ФЗ).

Какие появились изменения:

  • В новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось условие и об обязательных гарантийных обязательствах в закрытой закупке (раньше обязательным в закрытых закупках было только исполнение контракта).
  • Субъекты малого предпринимательства за обеспечение гарантий будут платить не более 10% от начальной максимальной цены контракта.

На что нужно обратить внимание:

  1. Если в качестве залога представлена банковская гарантия, нужно помнить, что срок её действия должен быть дольше срока гарантийных обязательств (минимум на месяц).
  2. Если в закупке было требование о предоставлении обеспечения на гарантийные обязательства, а исполнитель его не предоставил, заказчик не подпишет акты о приёмке товара или работы.

Разрешили менять “габариты” обеспечения

Раньше тоже можно было поменять виды и размеры залогов, но в новой редакции ст.96 добавлены пояснения.

Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Обеспечение можно уменьшить только пропорционально исполненным обязательствам.

Например:

  • Один из этапов госконтракта выполнили без неустоек и получили за него оплату. Когда отчёт о завершении этапа занесли в реестр контрактов, исполнитель попросил заказчика вернуть залог, в размере пропорциональном стоимости выполненного этапа. Если в закупке был аванс, стоимость выполненных работ должны быть выше его.
  • Банк, в которой исполнитель получал банковскую гарантию лишили лицензии и он предоставляет новую гарантию.
  • Изменился способ залогового исполнения госконтракта. Например, исполнителю удобнее забрать залог деньгами, взамен на гарантию.

В закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов обеспечение нельзя будет уменьшать.

Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии

Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:

  • Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
  • Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.

Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.

В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).

Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).

Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.

Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.

Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.

Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).

Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это

В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.

С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.

Минтранс разрешил обеспечивать госконтракты поэтапно

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта (ОИК). Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется Содержание изменений
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2 Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения контракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44 ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.

Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.

Дополнили ст. 96 частью 6.1 По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, т. к. на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector