Кодекс республики казахстан от 30.01.2001 n 155-ii»кодекс республики казахстан об административных правонарушениях»

Содержание:

Статья 59-1. Установление особых требований к поведению правонарушителя

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении и (или) органов внутренних дел судом могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьями 79-1, 79-3, 79-5, 111-1, , , 355-1 настоящего Кодекса, на срок до одного года, предусматривающие в полном объеме или раздельно запрет:

1) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи;

2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия.

2. При установлении особых требований к поведению лица, совершившего административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд в исключительных случаях вправе применить на срок до тридцати суток меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.

3. В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него может быть возложена обязанность являться в органы внутренних дел для профилактической беседы от одного до четырех раз в месяц.

 
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Понятие и признаки дисциплинарного проступка

Основанием для дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком в трудовом праве понимается виновное противоправное неисполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с конкретным нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарного взыскания.

Состав дисциплинарного правонарушения:

– субъект: работник, который находится в трудовых правоотношениях с конкретным нанимателем и в силу этого обязан подчиняться трудовому распорядку данного нанимателя.

Виды субъектов:

– общий – всякий работник, совершивший дисциплинарный проступок и несущий персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ПВТР или уставами о дисциплине.

– специальный – должностное лицо организации, права которого установлены особыми нормативными актами, которыми в свою очередь государство уполномочивает его руководить производственным коллективом работников. В связи с ответственным характером трудовой функции специальный субъект дисциплинарного проступка связан:

· с осуществлением правомочий по руководству организацией или ее структурными подразделениями;

· с выполнением обязанностей по должности, замещаемой по выборам или по конкурсу;

· с выполнением обязанностей, вытекающих из особых функций государственного аппарата;

· со специфической ролью отдельных отраслей народного хозяйства и характером труда работников в этих отраслях (например, обусловливаемой обслуживанием источника повышенной опасности, действующих электроустановок, средств транспорта и др.).

В ТК предусмотрены следующие категории работников, которые являются специальным субъектами дисциплинарного проступка в случае нарушения ими трудовой дисциплины:

– руководители организаций;

– работники, занимающие должности по выборам;

– сотрудники органов прокуратуры и др.

– объект: трудовые обязанности работника, закрепленные в должностных положениях, инструкциях, технических правилах, и трудовой распорядок, установленный у данного нанимателя ПВТР и уставами о дисциплине.

Непосредственным объектом дисциплинарных проступков служат отдельные элементы ВТР в виде групп однородных правоотношений, связанных с: полным и целесообразным использованием рабочего времени; обеспечением сохранности сооружений, помещений, оборудования, инструментов, материалов, машин, инвентаря; правильной организацией управления процессом труда и технологией производства; охраной здоровья, нравственности и жизни членов трудового коллектива и т.д.

– субъективная сторона: психическое отношение нарушителя к своему неправомерному поведению (вина в форме умысла ли неосторожности). – объективная сторона: противоправное действие (бездействие) работника, посягающее на трудовой распорядок; вредные последствия для урегулирования правом общественных отношений и причинная связь между ними

– объективная сторона: противоправное действие (бездействие) работника, посягающее на трудовой распорядок; вредные последствия для урегулирования правом общественных отношений и причинная связь между ними.

Для дисциплинарного проступка важное значение имеет время действия. Это означает, что противоправное действие признается дисциплинарным проступком лишь в том случае, если оно совершено в рабочее время

Это правило применимо ко всем работникам. Закон допускает лишь два исключения.

Некоторые уставы о дисциплине содержат дополнительные, более строгие виды дисциплинарных взысканий, которые значительно расширяют понятие дисциплинарного проступка.

Противоправными признаются действия работников ж/д транспорта, выразившиеся в нарушении дисциплины, если они совершены не при исполнении трудовых обязанностей, но в служебных помещениях и на территории предприятий ж/д транспорта.

Однако не все неправильные действия работников признаются нарушением трудового распорядка, хотя и возникли они на работе.

Вина – это такое отношение работника к выполнению принятых им на себя обязанностей и возможным последствиям, при котором он не проявил надлежащего внимания, старательности, заботливости, инициативы, будучи обязанным и имея возможность их проявить.

Формы вины:

– умысел (прямой и косвенный) – лицо сознает противоправность последствие, не желает, но сознательно допускает их наступление. Подобные нарушения могут иметь место при нарушении норм по ТБ должностными лицами и т.д.

– небрежность (неосторожность, самонадеянность)

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение — официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф — денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений — 500 рублей.
  3. Конфискация — принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест — содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений — до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ — это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности — это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация — запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований — это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы — это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Административная ответственность. Виды административных взысканий

Все меры такого рода образуют систему, которая обладает общностью природы, целей применения, оснований и возможностью их взаимозаменяемости. Итак, какие типы взысканий существуют:

  1. Письменное предупреждение.
  2. штрафа.
  3. Конфискация предмета.
  4. Лишение прав.
  5. Изъятие орудия правонарушения.
  6. Арест административный.
  7. Исправительные работы.
  8. Изгнание за пределы России (в случае правонарушений, которые совершили иностранные граждане).
  9. Дисквалификация.
  10. Приостановление предпринимательской деятельности.

Понятие и виды административных взысканий могут иметь и индивидуальный характер. Например, отзыв лицензии, аттестата, подтверждающий квалификацию нарушителя. Предъявляемые меры подразделяются на группы. Так, конфискация имущества относится к видам административного взыскания основного и дополнительного типа, когда арест, лишение прав – только к основному.

Судьи имеют право назначать следующие меры наказания: изъятие и конфискация орудий правонарушения, отнятие специальных прав, депортация за пределы страны, арест, дисквалификация. Кодекс РФ в административном порядке разрешает применять только предупреждение и штраф.

Срок давности административных правонарушений

В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

  • экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
  • защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
  • налогов и сборов;
  • безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
  • авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
  • использования атомной энергии, электроэнергетики;
  • деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
  • рекламы;
  • спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
  • референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
  • государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
  • лотерей, азартных игр;
  • долевого строительства домов (многоквартирных);
  • сельскохозяйственных коопераций;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
  • финансирования терроризма;
  • банкротства;
  • исполнительного производства;
  • пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
  • сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • производства этилового спирта и алкоголя;
  • нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства. Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года — за нарушение законодательства о противодействии терроризму. Шесть лет — за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.
Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1-.14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

Процедура наложения взыскания

Применение взыскания происходит в следующем порядке:

  1. Воинский начальник инициирует разбирательство.
  2. Устанавливается факт проступка, его причины и обстоятельства, а также виновные лица.
  3. Составляется протокол о нарушении.
  4. Начальник назначает взыскание или направляет дело для рассмотрения вышестоящему руководству или в суд.

В ходе разбирательства необходимо установить:

  • событие проступка (место, время и способ его совершения);
  • причины, обстоятельства и последствия проступка;
  • наличие вины, мотивы;
  • характеристика виновных лиц;
  • наличие исключительных обстоятельств;
  • наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Если проступок совершен несколькими лицами, то устанавливается степень вины и участия каждого.

Протокол о проступке должен содержать следующие сведения:

  • ФИО, звание и должность составителя;
  • ФИО виновного, его паспортные данные, звание и должность;
  • номер воинской части;
  • перечень свидетелей проступка;
  • список доказательств;
  • объяснения виновного;
  • обстоятельства проступка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, печать и подпись командира части.

В качестве доказательств проступка могут выступать объяснения виновного, показания свидетелей, разъяснения специалистов, а также документы, фото- и видеоматериалы.

Если решение не принято, протокол направляется вышестоящему воинскому начальству. Извещение вышестоящего начальства происходит обязательно, если проступок имеет уголовную или административную составляющую.

Взыскание, наложенное командиром части, может быть заменено вышестоящим руководством на более строгое, но не может быть уменьшено или отменено за исключением случая, когда повторное разбирательство не исключило или не уменьшило вину нарушителя.

Статья 59. Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения

1. В случае совершения лицом, признанным больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и уклоняющимся от добровольного лечения, административного правонарушения, нарушающего права других физических лиц либо общественный порядок, суд наряду с административным взысканием может назначить ему принудительное лечение в специализированном учреждении органов здравоохранения.

2. Срок принудительного лечения определяется с учетом рекомендаций специалистов-наркологов, но не может превышать двух лет.

3. Прекращение принудительного лечения производится лечебным учреждением, в котором лицо находится на излечении.

Статья 58. Проверка знаний правил дорожного движения

Водители транспортных средств, совершившие правонарушения, предусмотренные статьями (частью восьмой), 461-1 (частью второй), (частью четвертой), (частью четвертой), 463-1 (частью третьей), 463-2 (частью четвертой), 463-3 (частью четвертой), 463-4 (частью четвертой), 463-5 (частью третьей), 463-6 (частью второй), 463-7 (частью второй), 463-8 (частью второй), (частью второй) настоящего Кодекса, направляются на сдачу экзамена для проверки знания правил дорожного движения.

Постановление о направлении на проверку знания правил дорожного движения выносится органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями настоящего Кодекса.

Статья 53. Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица

1. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица производится только в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок.

3. Мера административного взыскания в виде приостановления деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо проведением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный судом для их устранения.

4. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения.

5. исключена

6. Приостановление деятельности владельца склада хранения собственных товаров осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством Республики Казахстан.

Возмездное изъятие предметов и орудие, которыми были совершены правонарушения

Какие наказания являются административными? Еще одна мера – это изъятие предмета (орудия) правонарушения. Такая мера может быть применена исключительно к той вещи, которая имеет непосредственное отношение к совершенному правонарушению. Само изъятие может производиться только у собственника такой вещи.

Из-за того, что такая мера может применяться исключительно на возмездной основе, на практике она встречается крайне редко.

Возмездное изъятие предусмотрено лишь для двух видов правонарушения:

  • нарушение правил ношения, хранения, коллекционирования оружия и/или патронов (ст. 20.8);
  • нарушение правил пользования оружием и/или патронов (ст. 20.12).

Принять решение о такой мере вправе только суд. При этом если лицо, выступающее в качестве правонарушителя и одновременно являющееся охотником или рыболовом, для которого этот вид деятельности является основным, не может быть лишен оружия. Это важный нюанс.

Статья 57. Меры административно-правового воздействия

1. К лицу, совершившему административное правонарушение, наряду с наложением административного взыскания в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений могут применяться следующие меры административно-правового воздействия:

1) проверка знаний правил дорожного движения;

2) принудительные меры медицинского характера;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя.

2. Меры административного правового воздействия, указанные в подпунктах 1), 2) и 3) части первой настоящей статьи, могут применяться наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями , настоящего Кодекса.

Арест

Данное наказание считается самым суровым в рамках административного права. И заключается в том, что правонарушитель изолируется от общества на некоторое время.

Максимальный срок административного ареста в мирное время составляет 15 суток. В случае если человек совершит правонарушение в зоне, где проводится контртеррористическая операция, то арест может быть продлен до 30 суток.

Срок ареста отсчитывается от даты задержания правонарушителя. После вынесения решения суда об административном аресте, правонарушитель помещается в специальное учреждение – приемник при органах внутренних дел. Арестованные лица на протяжении всего срока обязаны выполнять все требования, предусмотренные режимом.

Для некоторых категорий лиц не применяется такая мера, а именно:

  • к несовершеннолетним лицам до 18 лет;
  • к женщинам, которые воспитывают детей в возрасте до 14 лет;
  • к военнослужащим;
  • к лицам, которые находятся на военных сборах.

Нельзя арестовать в административном порядке некоторых государственных служащих: сотрудников ОВД, противопожарной и таможенной службы и ряд других.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) — это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Лишение прав

Понятие и виды административных взысканий включают в себя изъятие прав. Например, лишение прав на вождение автомобиля или на занятия охотой. Срок изъятия лицензии не может быть меньше 30 дней. Лишение водительских прав на специальное средство передвижения у инвалидов невозможно, за исключением вождения в пьяном виде или отказа остановки автомобиля полицией. Права на охоту также не подлежат изъятию в случаях, когда данный промысел является для индивида основным источником существования.

Лишение водительских прав назначается в следующих случаях:

  1. Управление машиной в нетрезвом состоянии.
  2. Превышение скорости более чем на 60 километров в час.
  3. Несоблюдение техники безопасности и правил перевозки опасных грузов.
  4. Выход автомобиля на встречную полосу.
  5. Остановка, стоянка на железнодорожном переезде, а также пересечение путей не по правилам.
  6. Отказ пройти медицинское освидетельствование и другие.

Часто лишение прав назначают вместо административного штрафа или ареста.

Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную ответственность и, следовательно, наложение административных взысканий

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым законом интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устранена иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона – причинение административным правонарушением вреда посягающему на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, совершенное в состоянии необходимой обороны (ст. 19 КоАП).

Невменяемость так же, как и названные два условия исключает применение к физическим лицам административных взысканий.

Административное взыскание – результат признания вступившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Никто не может быть подвергнут административному взысканию иначе как на основании и в порядке, установленными законом. Применение взысканий должно быть осуществлено в пределах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отягчающий ответственность закон обратной силы не имеет.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридическое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

Установлено, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонарушения и т.п. (ст. 36 КоАП).

При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в отдельности.

Лицо, на которое наложено административное взыскание, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

Установлена давность привлечения к административной ответственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного правонарушения.

показать содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector