Сергей собянин рассказал о единой системе оценки профессиональных навыков врачей

Правовое регулирование трудовой деятельности медсестер. Профстандарты

Трудовая деятельность медсестер регулируется общими нормами Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и значительным числом подзаконных нормативных актов Минздрава РФ, в которых довольно сложно разобраться без специальной подготовки.

Медсестра – достаточно универсальная профессия. В то же время Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, предусматривает более десятка специалистов сестринского дела:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);
  • медицинская сестра палатная;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра перевязочной;
  • операционная медицинская сестра;
  • медицинская сестра-анестезист;
  • медицинская сестра по физиотерапии;
  • медицинская сестра по массажу;
  • медицинская сестра диетическая;
  • медицинская сестра патронажная;
  • медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя);
  • медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам;
  • медицинская сестра стерилизационной.

Кроме того, в медицинских учреждениях кроме должности рядовой медсестры также существуют руководящие должности старшей и главной медсестры.

Учитывая, что каждый из вышеназванных специалистов трудится в своей специфической сфере деятельности, а на старших и главных медсестер также возложены управленческие функции, законодатель предъявляет к ним различные требования по профессиональной подготовке.

Трендом последнего времени является утверждение в отношении всех специалистов профессиональных стандартов, которые обязательны к применению работодателями. Не избежали этой участи и медсестры. В отношении них в настоящее время утверждено и действует 5 профстандартов:

  1. Профстандарт «Медицинская сестра/медицинский брат» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 475н). Он распространяется на таких специалистов, как:
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинская сестра патронажная;
  • медицинская сестра приемного отделения;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра стерилизационной.

Профстандарт «Специалист по организации сестринского дела» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 479н). Распространяется на старших и главных медсестер.
Профстандарт «Медицинская сестра по реабилитации» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 476н).
Профстандарт «Медицинская сестра – анестезист» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 471н).
Профстандарт «Специалист по медицинскому массажу» (приказ Минтруда России от 26.11.2018 № 744н).

Таким образом, неохваченными профстандартами оказались в настоящее время такие специалисты, как:

  • медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);
  • операционная медицинская сестра;
  • медицинская сестра по физиотерапии;
  • медицинская сестра диетическая;
  • медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

В отношении этих специалистов при определении необходимого уровня профподготовки и трудовых обязанностей необходимо руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Здравоохранение) (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Соответствие требованиям к медицинской специальности

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н. То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности

Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности

Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Должностные обязанности

Большинство докторов имеет примерно одинаковый круг обязанностей. В них включены:

  1. Осмотр и расспросы больного о его состоянии здоровья и истории его болезни,
  2. Назначение необходимых анализов и диагностических процедур,
  3. Постановка диагноза и доведение его до пациента.
  4. Составление плана лечения, включающего в себя приём лекарств, выполнение лечебных процедур и, при необходимости, проведении хирургических операций.
  5. Ведение больного во время его процесса лечения.
  6. Ведение карточки больного и других необходимых медицинских документов.

Исключение составляют патологоанатомы, работающие в лабораториях и моргах. Их работа носит другую специфику. Их основная задача – поставить прижизненный диагноз по результатам биопсии, либо же установить причину смерти больного.

Исключение составляют патологоанатомы, работающие в лабораториях и моргах. Их работа носит другую специфику. Их основная задача – поставить прижизненный диагноз по результатам биопсии, либо же установить причину смерти больного.

Трудовые обязанности старшей и главной медсестры

Отдельно остановимся на трудовых обязанностях старшей и главной медсестры, от которых зависит слаженная и эффективная работа всего отделения и качество оказанной пациентам медпомощи. Они, помимо сугубо медицинских, включают в себя значительную часть организационных и руководящих функций.

Старшая и главная медсестра государственных и муниципальных учреждений здравоохранения входит в категорию «должностных лиц». Согласно статье 345 УК РФ должностным лицом считается лицо осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях. Это играет значительную роль при квалификации многих уголовных преступлений, например халатности (ст. 293 УК РФ).

Старшая медсестра

Основная задача старшей медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» – это организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации. Именно она несет ответственность за своевременное получение, правильное хранение, безошибочный учет лекарств и медизделий; анализирует, насколько обеспечена медорганизация необходимыми ресурсами, и распределяет их; контролирует правильную эксплуатацию медизделий младшим и средним медперсоналом.

Помимо этого на старшую медсестру возложены:

  1. Ведение, учет и хранение медицинской документации, включая электронную; создание условий для сестринского ухода за пациентами, для проведения дезинфекции, уборки в помещениях, сбора и утилизации медицинских отходов, сбора и хранения биологического материала для исследований, питания пациентов.
  2. Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации – составление графика дежурств, инструктаж персонала, контроль деятельности персонала и соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм.

Главная медсестра

В задачи главной медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» входит управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации, а именно:

  1. Планирование деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (планирование кадрового состава, мероприятий по профессиональному развитию среднего и младшего персонала, их деятельности, ресурсного обеспечения).
  2. Организация деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (расстановка персонала, обеспечение условий труда и выполнения требований охраны труда, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости и травматизации персонала, внедрение инноваций, контроль за обучением, разработка локальных нормативных актов, формирование отчета о деятельности, поддержание корпоративной культуры).
  3. Организация ресурсного обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (анализ текущего ресурсного обеспечения, принятие управленченческих решений по вопросам материально-технического обеспечения, получение, хранение и учет медизделий, лекарств, дезсредств).
  4. Контроль деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, за деятельностью младшего и среднего медперсонала, правил хранения, учета и отпуска лекарств, включая наркотические и психотропные, правил внутреннего трудового распорядка, контроль ведения медицинской документации персоналом).

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты — неважно. Важно другое — куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?. Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают

Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы — обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Этапы написания

Если речь идёт о специалисте с высшим образованием, работа должна содержать анализ предыдущих 3 лет. Претенденты со средним специальным образованием отчитываются за минувший год. Обязательное требование:

  1. Наличие четкой структуры.
  2. Присутствие тематических блоков.
  3. Читаемость текста. Он должен хорошо восприниматься на слух.

Работа должна содержать наименование лечебно-профилактического учреждения, в котором осуществляла свою деятельность медсестра. Также в неё следует включить описание ЛПУ.

Что ещё присутствует в разделе с описанием рабочего места:

  • особенности материально-технической базы;
  • информация о филиале организации, в котором медсестре довелось поработать;
  • короткое описание занимаемого специалистом рабочего места и его оснащенности;
  • характеристики ключевых помещений и сестринских постов, выводы об их соответствии требованиям Санэпиднадзора.

Возрастающая популярность профессии

Статус среднего медицинского персонала в лечебном учреждении неуклонно повышается. Именно для этого проводится аттестационная работа. Медицинских сестер, вчерашних выпускниц, которые ставят перед собой высокие цели, становится все больше. А это говорит о возрастающей популярности профессии среди молодежи.

Таким образом, постоянное повышение квалификации позволяет медицинской сестре не только подтвердить статус профессионала, но и удовлетворяет ее потребность в самореализации. И пусть пациенту часто все равно, какую категорию имеет медсестра. В тот момент, когда он нуждается в помощи, она единственная, кто всегда находится рядом. Именно потому, что медицинская сестра издавна считается сестрой милосердия.

Медсестра: плюсы и минусы профессии

Выбирая для себя специальность медбрата или медсестры, молодые люди задаются естественным вопросом — сколько зарабатывает медсестра? Также немаловажную роль играет востребованность будущей профессии и период подготовки и обучения. Перечислим главные положительные стороны этой специальности:

профессия медицинской сестры всегда была и будет востребована и почитаема;
образование по этому профилю можно получить практически в любом возрасте. Доступность этого образования делает его достаточно привлекательным;
данная профессия дает возможность помогать людям, улучшая их жизнь и сохраняя здоровье;
навыки, полученные в ходе образования, всегда могут пригодиться в обычной жизни, неважно, касается ли это умения правильно поставить укол или оказания первой медицинской помощи;
среднее медицинское образование открывает для медицинских сестер двери в медицинский вуз: можно выучиться на фельдшера или врача.

Но есть и трудности, к которым нужно быть готовым. К недостаткам профессии медсестры можно отнести следующие:

  • достаточно напряженный график работы, особенно у сестер из хирургических и реанимационных отделений, ночные смены и ненормированный рабочий день;
  • высокая эмоциональная нагрузка: медсестры, как и врачи, отвечают за жизнь и самочувствие больных;
  • всегда есть риск заразиться инфекцией или вирусом от пациентов;
  • не всегда достойная оплата труда: зарплата медсестры часто не компенсирует физические и моральные затраты.

Таким образом, несмотря на популярность этой профессии, стать медицинской сестрой или братом сможет не каждый. Крепкое физическое здоровье — также немаловажный фактор. Вы всегда можете предварительно оценить свою профпригодность, прежде чем посвятить себя этой специальности, ответив на вопросы, касающиеся вашего здоровья. Так, не стоит связывать свой профессиональный путь с сестринским делом, если у вас выявлены следующие заболевания: 

  • варикозная болезнь, нарушение лимфооттока 3-й или 4-й степени;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические заболевания с часто проявляющимися эпизодами;
  • гипертония;
  • заболевания крови;
  • сердечная недостаточность. 

Что касается вопроса о материальном вознаграждении, то ответ на него будет зависеть от региона и самого медицинского заведения, его профиля и статуса. Обычная зарплата медицинской сестры в учреждении наподобие районной поликлиники в регионе — немного выше прожиточного минимума и составляет примерно 25 тысяч рублей. В частных клиниках оплата труда медсестры выше, чем в государственных: в среднем, 35-40 тысяч рублей. И, конечно же, работа с документами и на общем приеме будет оцениваться ниже, чем при ассистировании на сложных полостных операциях. Медсестра в регистратуре получает приблизительно 18-20 тысяч рублей, хирургическая сестра — 40-45 тысяч. Для руководящих должностей зарплатную планку также повышают: главная и старшая медсестра могут получать до 70 тысяч рублей.  

Квалификация, присваиваемая при получении образования

С точки зрения законодательства об образовании квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.11 Закона об образовании Министерство науки и высшего образования РФ утверждает перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 утверждены, перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.

При получении высшего медицинского образования документами об образовании и о квалификации являются диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и диплом об окончании ординатуры. Указанные документы подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч.9 ст.82 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector