Федеральный закон от 06.06.2019 n 126-фз

Суть закона

Правовой акт принят в 2003 году, с этого времени он регулирует отношения, связанные с вводом в действие и использованием коммуникационных сооружений и сетей радиочастотного спектра, оказанием услуг почтовой и электросвязи.

Пять основных целей закона:

  • создать условия для развития современных технологий;
  • защищать интересы пользователей коммуникационных услуг;
  • обеспечить честную конкуренцию на рынке;
  • контролировать радиочастотные ресурсы;
  • помогать работе органов правопорядка, обороны и безопасности.

Он действует и за пределами страны, если операторы работают на территориях, подведомственных РФ. Отношения, которые не входят в сферу действия ФЗ №126, регулируются другими правовыми актами.

Сфера связи регулируется комплексно. Законодательство в этой области состоит из Конституции, международных договоров, постановлений Правительства, распоряжений президента. Применяются нормы международного соглашения, если ФЗ «О связи» устанавливает иные правила.

Суть закона

Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.

Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).

Вам будет интересно: ФЗ 184 с последними изменениями 2018 года.

Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:

  • Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
  • Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
  • Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
  • Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
  • Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
  • Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
  • Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
  • Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.

Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Две стороны одной медали

Минцифры, продвигая новый законопроект, утверждает, что предложенные в нем изменения упростят поиск пропавших людей, но в необходимости его принятия уверены не все. Например, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев сообщил «Коммерсанту», что, получив данные о местоположении абонентов, силовики запросто смогут отследить все передвижения каждого конкретного россиянина. Дмитрий Липин, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, рассказал «Коммерсанту», что правоохранительные органы и сейчас могут получить доступ к информации о местоположении мобильных устройств без решения суда, несмотря на то, что в закон «О связи» такую возможность им не предоставляет. По его словам, данный вопрос «находится в юридически серой зоне», а Минцифры «просто хочет устранить пробел в регулировании».

О ГАРАНТИЯХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

(в ред. от Федеральных законов , , , )

Принят Государственной Думой 20 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Статья 1

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент. (в ред. Федеральных законов , , )

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях». (в ред. Федерального закона )

Статья 2

1-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона )

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». (в ред. Федерального закона )

5. В случае реализации лицом, указанным в статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. (в ред. Федерального закона )

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается. (в ред. Федерального закона )

Действие положений частей 5 и 6 статьи 2 (в редакции Федерального закона от 06.03.2019 N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 06.03.2019 вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью ( статьи 5 Федерального закона от 06.03.2019 N 25-ФЗ).

Статья 3 (в ред. Федерального закона )

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Президент Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

4 июня 2011 года

N 126-ФЗ

Изменения в законе

Коммуникационные технологии развиваются стремительно, и правовое регулирование должно за ними успевать. Поэтому в ФЗ №126 неоднократно вносились коррективы. Статья 12 была дополнена важным пунктом. Правительство должно следить за подготовкой и эксплуатацией ресурсов единой электросвязи РФ, от которых зависит работа критически важных объектов.

Контроль над использованием коммуникационных сетей усилился. Операторов обязали прекратить оказание услуг в случае получения запроса оперативно-розыскных структур или контролирующих органов. Запрос поступает в ситуациях расхождения информации, указанной абонентом с паспортными данными или для предотвращения преступлений в сфере связи (п. 1 ст. 46 ФЗ №126).

Закон касается вещателей, провайдеров, операторов мобильной связи и агентов. Он играет важную роль в жизни общества: защищает интересы абонентов и создает условия для безопасного пользования коммуникационными средствами.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Новый законопроект для слежки за россиянами

Минцифры России разработало новый законопроект, частично лишающий всех россиян тайны связи, гарантированной им Федеральным законом «О связи». Документ предусматривает, что это понятие не будет распространяться на данные о местоположении смартфонов абонента, что позволит третьим лицам, в том числе и представителям силовых структур, получать к ним доступ без получения на то разрешения суда.

Помимо этого, согласно документу, без ордера силовикам будут доступны еще сведения об объемах и стоимости услуг, оказанных операторами связи. Под этим, вероятно, будет подразумеваться информация о направлениях вызовов.

Текст законопроекта первым опубликовал Telegram-канал «Ордерком», его подлинность CNews подтвердил представитель Минцифры.

В Минцифры нашли обоснование необходимости нового документа. Его представители сообщили CNews, изменения в законе «О связи» «позволит упростить поиск пропавших людей».

Отказ от смартфонов пользу обычных мобильников от слежки не спасет

Тайна связи – это ст. 63 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 г. В этой статье сказано, помимо прочего, что «операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи», и что все сведения, подпадающие под действие этой статьи, операторы могут выдавать третьим лицам исключительно на основании решения суда. Если такого решения нет, то доступ к этой информации есть непосредственно у ее отправителей и получателей, а также у их уполномоченных представителей, «если иное не предусмотрено другими федеральными законами».

Комментарий Минцифры

Представители Минцифры сообщили CNews, что в России ежегодно теряются десятки тысяч людей. «Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи. Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан», – отметил замглавы Минцифры Олег Иванов.

«Однако в настоящее время координаты абонентских устройств являются тайной, соблюдение которой операторы обязаны обеспечивать. Координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. А иногда счет идет на часы», – добавил Олег Иванов.

Как пандемия изменила подходы к организации рабочего пространства
Бизнес

«Законопроект соблюдает нормы законодательства по персданным, так как координаты местоположения не являются пересданными. Доработанный Минцифры законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВы, затем будет представлен на общественное обсуждение», – подытожил замглавы Минцифры.

Кто владеет коммуникационными средствами

Объекты связи могут находиться в федеральном, региональном, муниципальном, частном владении или принадлежать юридическим лицам.

Изменение формы владения разрешено, если оно не ухудшит качество услуг и права пользователей.

Структура и состав объектов утверждаются в процессе планирования развития населенных пунктов. Выделяют следующие виды объектов связи:

  • линейно-кабельные сооружения;
  • помещения для размещения коммуникационных средств;
  • мощности для стабильной работы системы.

Госорганы обязаны содействовать созданию новых объектов для коммуникационных организаций. Агенты заключают соглашения с владельцем инфраструктур, где определяется порядок ее использования. За неисполнение контракта предусмотрена ответственность. Так, если объект становится непригодным для эксплуатации, то контракт расторгается через суд.

Какие возможности дает закон

Правовой акт регулирует порядок заключения договора с операторами. Абоненты должны предоставить свои реальные паспортные данные, а оператор обязан эту информацию проверить. Сейчас интернетом пользуется почти каждый, и зачастую пользователи недовольны качеством услуг. Правительство утверждает правила взаимодействия пользователей и операторов:

  • права и обязанности сторон;
  • расчеты по договору;
  • порядок направления претензий;
  • ответственность сторон.

Многие абоненты безумно устали от бесконечных рассылок. ФЗ №126 защищает их права: отправка сообщений допускается только при наличии их одобрения. При возникновении разногласий оператору придется доказывать, что пользователь услуги действительно согласился на рассылку. Если одобрения не было, действия оператора признаются незаконными.

Шесть основных прав абонентов:

  • получение качественной связи, соответствующей требованиям лицензий и технических регламентов;
  • сохранение мобильного номера в случае перехода к другому оператору в том же регионе;
  • информирование о порядке обслуживания сторонними лицами в случае их подключения оператором;
  • свободный доступ инвалидов к почтовым отделения и салонам связи;
  • бесплатное получение информационного обслуживания;
  • бесплатный просмотр основных телевизионных и радиоканалов.

С чего все началось

Законопроект Минцифры – не единственный документ, предусматривающий возможность отслеживания местоположения людей без их оповещения с целью упрощения поиска пропавших без вести. В сентябре 2018 г. на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект № 546865-7, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)».

На момент публикации материала он прошел только первое чтение, состоявшееся 25 сентября 2019 г., тоже упрощающий силовым структурам доступ к данным о местоположении россиян.

25 июня 2020 г. Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с членами Общественной палаты седьмого состава, на которой была зафиксирована необходимость доработки данного законопроекта. Член Общественной палаты Григорий Сергеев, директор автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей», в рамках этой встречи заявил: Ежедневно пропадают люди в природной среде с мобильными телефонами, это десятки случаев в день. В летнее время мы зачастую успеваем, в зимнее время – нет, а у нас холодная северная страна. Вы давали поручение по решению этого вопроса, чтобы можно было определить мобильный телефон и быстро найти человека, но, к сожалению, до конца это поручение не реализовано. В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «112» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры».

Над изменениями к закону о связи власти работали на протяжении нескольких лет

Ответственными за выполнение поручения по доработке законопроекта были назначены премьер-министр России Михаил Мишустин, секретарь Общественной палаты Лидия Михеева и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Доклад им необходимо было предоставить до 1 ноября 2020 г.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector