Штраф за митинг увеличен в 4 раза для граждан, принимающих участие в несанкционированном мероприятии

За оскорбление должностного лица можно получить штраф до 5800 рублей

Обновленный КоАП предполагает за оскорбление штраф до 30 базовых (до 870 рублей). Раньше было до 20 базовых (до 580 рублей).

За оскорбление в публичном выступлении, СМИ, интернете можно получить штраф от 10 до 200 базовых величин (от 290 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест. Для юрлица предусмотрен за это штраф от 30 до 200 базовых — от 870 до 5800 рублей.

При этом за оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий можно получить штраф от 20 до 30 базовых (от 290 до 870 рублей). А если этом сделать в публичном выступлении, СМИ, интернете, штраф будет от 10 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а для юрлица — штраф от 30 до 200 базовых.

Ранее за оскорбление должностного лица предусматривался только штраф до 50 базовых величин.

Отдельная статья для протестов

В КоАП РФ есть отдельный нормативно-правовой акт для участия в митингах – 20.2. в старой версии статьи было только 3 пункта, за которые можно было получить «по шапке»:

  • Нарушение правил проведения митинга.
  • Нарушение порядка проведения митинга.
  • Проведение митинга около опасных источников – ядерного хранилища, пункта хранения ядерных или радиационных материалов.

После нововведений, которые, кстати, Президентом РФ были подписаны оперативно (уже через месяц после предложения), по статье 20.2 предусматривается такое наказание:

  • Максимальный размер штрафа – 300 000 рублей, и это для физического лица.
  • Максимальный срок ареста – до 30 суток;
  • Назначать наказание в виде ареста суд может даже в том случае, если митинг проходил не у запрещенного места.

Штраф за участие в несанкционированном митинге для несовершеннолетних

Если физическому лицу нет 16 лет, то участника митинга поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит одно из наказаний,  указанных ниже, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  • штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  • выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  • административный арест на 15 суток.

Решение о мере наказания выносится судом. Также по статье 5.35 КоАП РФ родителям несовершеннолетних предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Нормативное регулирование

Основные сведения о правилах проведения митингов или аналогичных мероприятий, содержатся в нескольких нормативных актах. К ним относится:

  • Статья 31 Конституции. На основании данного документа государство гарантирует любому гражданину право на свободные и мирные собрания или митинги. Ранее процедура могла выполняться без разрешения властей, но правила изменились после принятия ФЗ №54.
  • ФЗ №54. Он непосредственно касается правил, по которым необходимо проводить собрания, шествия, пикеты или митинги. Здесь приводятся основные условия, при которых обеспечиваются безопасные мероприятия.
  • Постановление Конституционного Суда №14. В нем указывается, что государство имеет право и обязательство регулировать проведение мирных собраний. Это необходимо, чтобы сохранить баланс между частными и общественными интересами. При этом у граждан сохраняется возможность для отстаивания собственной позиции или выдвижения значимых инициатив, касающихся разных вопросов. Своими действиями россияне могут влиять на решения, которые принимают представители власти.

Многие решения КС подтверждают, что для реализации права граждан на мирные собрания требуется выработка понятных правил, которые не нарушают права и свободы, а также соответствуют демократии.

По закону митинги представлены открытыми, мирными и доступными для каждого гражданина акциями, которые реализуются на основании инициативы граждан или различных объединений, которые могут быть политическими, религиозными или какими-либо другими.

Допускается во время данных мероприятий пользоваться разными транспортными средствами. Основной целью таких действий граждан выступает свободное выражение своего мнения, выдвижение инициатив или требований по разным вопросам, которые касаются экономики, политики, а также культуры или социальной жизни государства.

Штраф за несанкционированный митинг для физических лиц

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ
Нарушение участником установленного порядка проведения мероприятия. Штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
Обязательные работы на срок до 40 часов.
Часть 5 статьи 20.2
Действия или бездействие участников, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или имущества, но не несут подтекста уголовно наказуемого деяния. Штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.
Обязательные работы на срок до 200 часов.
Административный арест на 15 суток.
Часть 6 статьи 20.2
Участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной, социнфраструктуры. Гражданам грозит:
Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Обязательные работы на срок до 100 часов.
Административный арест на 15 суток.
Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., а юридическим лицам — от 200 000 до 300 000 руб.
Часть 6.1 статьи 20.2

Как заявил депутат Дмитрий Вяткин, представляющий «Единую Россию», в настоящее время в отношении нарушителей, применительно к митингам, действуют наказания, носящие достаточно мягкий характер, что неизбежно ведет к подрыву основ управления в государстве, причем последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Интересно: Рост протестных настроений и готовность людей к митингам наблюдается в России.

В настоящее время, по словам депутата, штраф за неповиновение требованию сотрудника правоохранительных органов составляет от пятисот до одной тысячи рублей, что никак не соответствует общественной опасности содеянного, учитывая то обстоятельство, что от выполнения подобных требований зачастую зависит жизнь и здоровье граждан.

При каких совершении каких действий предусмотрена ответственность.

1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных.

2. Нарушение прав физического лица, связанных с обработкой персональных данных.

Штраф (п. 1 и 2): до 50 базовых величин (ранее эта сумма составляла 1450 рублей, одна базовая величина равна 29 рублям), для лица, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью — от 4 до 100 базовых величин (от 116 до 2900 рублей).

3. Умышленное незаконное распространение персональных данных, штраф — до 200 базовых величин (на сегодня эта сумма составляет 5800 рублей).

4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных, штраф — от 2 до 10 базовых величин (от 58 до 290 рублей) — для физического лица, от 10 до 25 базовых величин (от 290 до 725 рублей) — для ИП, от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 рублей) — для юридического лица.

Раньше было два случая, когда могли привлечь к ответственности за нарушения в сфере персональных данных: разглашение персональных данных лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, а также нарушение правил защиты информации.

Как будут отправлять на общественные работы

Общественные работы наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей».

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4-х часов в день. То есть они могут занять от 2 до 15 дней.

При этом есть важный нюанс — на такие работы могут отправить только с согласия самого человека, который совершил административное правонарушение. На такие работы не могут направить пенсионеров, несовершеннолетних, беременных, декретниц, людей с инвалидностью I и II группы, иностранцев, силовиков.

Следующий комментарий к статье 20.2 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 20.2 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, сложившиеся при обеспечении порядка в общественных местах во время проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2, выражается в нарушении установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Установленный порядок организации предусмотрен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Организация состоит в совершении ряда действий, направленных на обеспечение соответствия проводимого мероприятия требованиям действующего законодательства (уведомление властей, обеспечение техническими средствами и т.д.). Организаторами выступают лица, уполномоченные участниками собраний, митингов, демонстраций и т.д. вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться в нарушении общественного порядка и общественной безопасности, в несоблюдении времени, места, целей заявленного мероприятия и других действиях участниками.

4. Объективная сторона, предусмотренная частью 3, состоит в организации либо проведении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно в активном участии в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

5. Субъектами правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы о комментируемом правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, дела об административном правонарушении рассматриваются судьями.

Штрафы для спонсоров несанкционированных митингов

В случае нарушения поправки о финансировании митингов при перечислении средств, носящем неправомерный характер, спонсору, являющему физическим лицом, грозит штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, в то время как для юридического лица сумма штрафа составит уже от 50 до 100 тысяч рублей. Соответствующий штраф планируется ввести и в отношении должностных лиц, в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

Организаторов митингов, получающих спонсорскую помощь на незаконных основаниях, а также не предоставляющие соответствующий отчет по установленной форме, ожидают штрафы в размере от 10 до 20 и от 20 до 40 тысяч рублей для физических и должностных лиц соответственно, в то время как юридические лица заплатят уже от 70 до 200 тысяч рублей.

За что могут наказать?

Норма статьи несколько размыта, так как приговорить могут даже за то, что участники митинга просто мешали гражданам пройти к социально значимым объектам – аптеке, банкомату, школе или поликлинике. Собственно, и само понятие социально значимого объекта можно трактовать так, как будет удобно.

За «создание помех» полиции гражданам при проведении митинга также могут ужесточить наказание – назначить максимально возможный срок ареста или штрафа. Под «созданием помех» можно предусмотреть все, что угодно – от того, что участник митинга стоял на пешеходном переходе до того, что он вовсе стоял не там, где можно.

Ответственность за организацию и участие в несанкционированном митинге

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации и проведения публичного мероприятия; гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.

Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Время проведения публичного мероприятия – не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест сроком на 15 суток.

Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации. Лицу, совершившему данное правонарушение может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Неоднократность образует нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Санкция статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Прокуратура г. Находки

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера”

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия

Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

«Ничего хорошего не светит»

Впрочем, и 31 января сообщения о насилии как в отношении участников несогласованной акции протеста, так и с их стороны поступали из разных регионов России.

Право применения

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

В Казани, например, судя по выложенным в Сети видеороликам, у местной Академии наук сотрудники ОМОНа криками заставляют демонстрантов ложиться в снег. Видео широко распространилось в СМИ. На нем представитель правоохранительных органов кричит:

— Ты че смотришь, ты! Иди сюда! Ты че, жирный! Вниз спустился, сюда пришел! Я тебя сейчас сам спущу!

«Известия» обратились за комментарием к уполномоченному по правам человека в Татарстане Сарие Сабурской с вопросом, будет ли проверен этот инцидент.

— Должно быть обращение, сейчас не могу я вам ничего сказать, никаких проверок пока не инициировали, — сказала она.

В законе есть совершенно четкие указания: если человек не оказывает физического сопротивления, не нападает, то применять против него силу и спецсредства нет оснований, отметил в беседе с «Известиями» секретарь Союза журналистов России, бывший глава СПЧ, правозащитник Михаил Федотов.

По его словам, сотруднику правоохранительных органов, если он виновен, может в зависимости от обстоятельств грозить и административная, и уголовная ответственность. Однако чаще всего следуют дисциплинарные взыскания.

— Вчера в одном из видеороликов я заметил, как сотрудники правоохранительных органов избивали дубинками лежащего человека в желтом жилете с надписью «Пресса». Здесь есть все основания, чтобы ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 144-1 часть 3-я — «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия». Это до шести лет лишения свободы, — отметил Михаил Федотов.

Член СПЧ, председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин заявил «Известиям», что лично жестокого обращения силовиков с митингующими он не видел. Правозащитник сослался на опубликованный в Сети ролик, в котором силовики применяют спецсредства к неизвестному молодому человеку. Утверждается, что видео было снято около «Матросской Тишины».

— Первоначальные его действия — сопротивлялся он или нет — не видны, — рассказал Андрей Бабушкин. — Но даже если он вел себя самым противоправным образом, при наличии численного и физического превосходства у силовиков не было ни малейшего основания для применения электрошокера.

Эти действия, по его словам, можно «квалифицировать по ч. 3 ст. 286 УК РФ как превышение служебных полномочий — тяжкое преступление, предусматривающее до 10 лет лишения свободы».

Другие видео демонстрируют, как в Казани толпа протестующих набросилась на сотрудника ГИБДД: на записи можно разглядеть, как госавтоинспектор хватает одного из митингующих и падает вместе с ним на землю, после чего на него набрасываются другие участники акции.

Курские издания сообщали о молодом человеке, который во время задержания одного из участников несанкционированной акции с разбега прыгнул на спину росгвардейцу и ударил его ногами.

Однако, чтобы доказать правомерность или неправомерность задержания или применения спецсредств, добавил правозащитник, необходимо, чтобы сообщение или видео было проверяемым: должно быть ясно, где и когда случился инцидент, что ему предшествовало, есть ли свидетели.

Право применения

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Ничего хорошего не светит» и демонстрантам, которые сами применяли насилие в отношении сотрудников правоохранительных органов, отметил Андрей Бабушкин.

— Если просто оскорбили сотрудника — это 319-я статья, до двух лет лишения свободы. Если применили физическую силу — 318-я, до десяти лет лишения свободы. Если посягнули на его жизнь — 317-я, до пожизненного срока, — пояснил он.

Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», полковник запаса МВД Олег Иванников считает, что полиция и Росгвардия добросовестно выполнили свой долг.

— Многие участники несанкционированной акции пришли уже подготовленные: с петардами, фаерами, — сказал он. — Степень же полученного ими физического ущерба может установить только медэкспертиза. Не стоит исключать, что эти провокации были заранее подготовлены. А работе полиции на митинге, правомерности применения спецсредств оценку может дать прокуратура.

Олег Иванников не видит «юридических оснований сомневаться в действиях правоохранительных органов».

Как наказывают?

В большинстве случаев суд применяет все же штраф, но нельзя сказать, что это лучше, чем арест, так как размер материального взыскания теперь может быть весьма ощутимым для некоторых граждан, и вовсе не подъемной суммой для других.

Количество участников митингов, которые начали получать наказание в виде ареста или исправительных работ также растет:

  • В 2017 году арест получили 168 человек, в 2018 году уже 448;
  • Соотношение количества штрафов и исправительных работ с 2017 и 2018 годом почти не изменилось, в прошлом году задержанных стало в среднем на сотню больше;
  • Оправдательные приговоры в 2018 году получило только 8% задержанных.

Наказание за повторное нарушение

В статье 20.2 есть часть 8, в которой указано, что, если гражданин в течении следующего года совершил нарушение повторно, к нему будет применено повторное наказание, но уже в более жесткой форме – штраф будет больше, срок ареста будет больше, отрабатывать на общественных трудах тоже придется больше.

Административная ответственность – это еще не все, что может ожидать активистов. В УК РФ есть статья 212.1 – неоднократное нарушение общественного порядка, проведение несанкционированного митинга, шествия, пикетирования. Санкции по этой статье уже не шутка:

  • Штраф в размере до 1 миллиона рублей.
  • Обязательные работы на срок до 480 часов.
  • Исправительные работы на срок до 2 лет.
  • на срок до 5 лет.
  • Лишение свободы сроком до 5 лет.

Дел по такой статье крайне мало, но ведь это не говорит о том, что уголовная ответственность не применяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector