Проведение лотерей: налогообложение и отчетность

Налогообложение лотерей

Первый вопрос, который волнует организаторов — возникает ли объект обложения налогом на игорный бизнес при проведении лотерей? Московские налоговики в Письме от 30.04.2004 N 23-10/5/308728 дают отрицательный ответ на этот вопрос, считая, что предпринимательская деятельность в данной сфере гл. 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ не регулируется.

Реализация и распространение билетов также не могут быть переведены на специальный налоговый режим в виде ЕНВД. Такой вывод сделал Минфин России в Письме от 16.12.2004 N 03-06-05-04/73, объясняя это тем, что лотерейный билет — не товар, а прежде всего договор между организатором и участником игр на продажу услуг по розыгрышу призового фонда лотереи. Поэтому говорить о реализации товаров (работ, услуг) как о торговой деятельности, облагаемой единым налогом, в данной ситуации неправомерно. Таким образом, у организаторов лотерей остается выбор между УСНО и общим режимом.

Однако есть ли он? Пунктом 3 ст. 346.16 НК РФ установлено ограничение для применения «упрощенки» организациями, которые занимаются игорным бизнесом. Какое понятие применить в данной ситуации. При отсутствии законодательства, регулирующего игорный бизнес, организации в данном случае остается пользоваться понятием игорного бизнеса, которое дано в гл. 29 НК РФ: игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр и пари. Лотерея не соответствует данному определению, поэтому ее организатор может перейти на «упрощенку». Данной позиции также придерживаются специалисты УФНС по Ленинградской области. По их мнению, организации, занимающиеся проведением лотерей, вправе применить «упрощенку», так как в п. 3 ст. 346.16 НК РФ этот вид деятельности не поименован в перечне, исключающем переход на спецрежим (Письмо от 22.06.2005 N 02-08/06062@).

Руководствуясь разъяснениями, данными налоговиками, налогоплательщик вправе перейти на «упрощенку». Однако сделать это могут только организаторы небольших лотерей. Потому что как только доход организации или предпринимателя превысит 15 000 000 руб. по итогам налогового периода, налогоплательщику необходимо будет вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

? Розыгрыш лотереи: почему организаторы всегда в плюсе

Организаторы лотерей никогда не остаются внакладе, и обусловлено это самой лотерейной системой. Причем все делается по закону, никаких «черных» схем. Все дело в распределении денег в призовом фонде.

Сам призовой фонд целиком и полностью формируется из денег участников, купивших лотерейный билет. Ни государство, ни частные инвесторы в призовой фонд не вкладываются. Да, лотерейные билеты стоят недорого, но население скупает их массово, поэтому организаторы прекрасно берут количеством, а не ценой за один билет.

Весь доход с продажи билетов делится следующим образом:

  • 50% – идет на формирование призового фонда;
  • 5% – отчисляется в бюджет государства;
  • 45% – уходит оператору («Столото», «ГСЛ» и т. п.).

В некоторых лотереях предусмотрен повышенный призовой фонд – вместо традиционных 50% с каждого проданного билета он составляет порядка 65-70%. Но сути дела это не меняет – да, призовой фонд больше, а, значит, больше и потенциальные выигрыши.

Но суть любой лотереи в том, что, как только любой человек покупает лотерейный билет, то система выигрывает и зарабатывает сразу же. А человек – это уж как повезет.

Рассмотрим на примере. Допустим, на очередной тираж гипотетической лотереи было продано 50 000 билетов по 100 рублей каждый, в призовой фонд при этом уходит 50% от выручки. Считаем:

  • 50 000 х 100 = 5 000 000 рублей – общая прибыль от продажи билетов;
  • 5 000 000 х 50% = 2 500 000 рублей – сумма призового фонда тиража, который будет разыгран.

Таким образом, если посмотреть в процентном соотношении, то организатор в любом случае получит свои 50% – или меньше, если лотерея с повышенным призовым фондом, что бывает нечасто. А вот выиграет ли человек, чтобы хотя бы «отбить» стоимость билета – большой вопрос. Призовой фонд лотереи всегда будет составлять меньше 100%, иначе организаторам просто невыгодно этим заниматься, поэтому так или иначе игроки всегда проигрывают.

Это касается даже лотерей, где главный приз – накапливаемый. То есть, если в текущем тираже его никто не угадает, сумма переходит на следующий тираж и так суммируется из раза в раз до тех пор, пока кто-то не возьмет джекпот. В результате главный приз может теоретически накопиться до размеров, которые даже превысят призовой фонд. Но, во-первых, главный приз нужно выиграть и желательно, чтобы сделали это не какие-то «мутные» непонятные личности, в чей реальности люди справедливо сомневаются. А во-вторых, организаторы все равно заработали – с учетом многочисленных предыдущих тиражей.

Любопытна и судьба выигрышей, которые остались у устроителей лотереи. Часто победители отказываются от выигрыша, если он незначителен – 100-150 рублей, но на самом деле таких невостребованных выигрышей немало. До трех лет средства хранятся на спецсчете, а если за ними никто так и не обратился, они направляются в государственный бюджет.

МРОТ. Зачем он нужен, приводит ли его повышение к увеличению зарплаты

Читать

Какой должна быть финансовая подушка безопасности

Подробнее

7 признаков неправильного обращения с деньгами

Смотреть

Каковы шансы на выигрыш

Некоторые покупают билеты в надежде поймать удачу за хвост и выиграть суперприз – так называемый джекпот. Всерьез рассчитывать на это не стоит – и вовсе не потому, что организаторы лотереи нагло подтасовывают результаты. Лотереи бывают разные, и вокруг них ходит множество слухов, начиная с того, что организаторы печатают билеты так, чтобы в них не было крупных выигрышных комбинаций, и заканчивая тем, что в розыгрышах с генератором случайных чисел последний специально программируют, чтобы он «выдавал» те цифры, которые в этом тираже никто не отметил. Организаторы лотерей уверяют, что все это полное вранье, но ни подтвердить, ни опровергнуть эти слухи невозможно.

Но все дело в простом математическом обосновании. Одни из самых популярных лотерей – 6 из 45 или 5 из 45. Чем больше номеров человек угадает, тем выше его приз (как правило, 6 из 45 – и есть тот самый джекпот). В «Спортлото» приз за 5 из 45 сейчас фиксированный и составляет 100 000 рублей.

В лотерее 6 из 45 более 8 миллионов комбинаций. Соответственно, вероятность выигрыша 1:8 000 000. Вероятность выигрыша 5 из 45 уже выше – 1:34 808.

Чем меньше номеров нужно угадать, тем выше вероятность этого. Скажем, при угадывании 2 из 45 вероятность составляет 1:7, а при 3 из 45 – вероятность 1:45. Но и суммы выигрышей там гораздо скромнее – в том же «Спортлото» это 50 и 150 рублей соответственно.

Основные способы реализации идеи

Открыть лотерейный бизнес можно одним из двух способов:

  • посредством выпуска определенного количества бумажных билетов – это традиционный способ;
  • посредством установки специальных аппаратов.

По закону Российской Федерации «О лотереях» все лотереи делятся на:

  • тиражные;
  • бестиражные.

Тиражирование печатных билетов

Печать билетов следует поручить профессиональной типографии, которая сможет нанести на них все необходимые элементы защиты. После этого следует позаботиться о доставке билетов в точки продаж. Если предприниматель планирует продажу билетов в нескольких регионах страны, то ему понадобятся партнеры и распространители. В одиночку будет достаточно сложно организовать реализацию билетов на большой территории.

Сбыт билетов можно производить через типографии, дистрибьюторские фирмы и распространителей. В распределении по всей стране нуждается только большой тираж. Для старта бизнеса рекомендуется начать с малого и охватить отдельный регион страны. В этом случае не понадобится масштабная маркетинговая кампания.

После проведения лотереи, ее результаты размещаются в средствах массовой информации, а потом организовывается процесс выдачи выигрыша. Небольшие суммы можно выдавать в точках продажи билетов, а крупные выигрыши – через кредитные организации, которые готовы к сотрудничеству. Бумажные билеты также позволяют заработать на рекламе за счет ее размещения на оборотной стороне каждого бланка.

Электронные терминалы

Прогресс в информационных технологиях сказался и на возможностях проведения лотерей. Использование электронных терминалов избавляет организатора от печати билетов. Но предпринимателю потребуется приобрести и установить специальные аппараты — лотоматы.

Все терминалы делятся на две категории:

  1. Лотоматы, производящие распечатку билетов. Должны быть оснащены встроенным принтером.
  2. Лотоматы, не производящие распечатку билетов. Относится к электронным играм и билеты здесь виртуальные.

На квитанции, поученной из терминала первого типа, должен быть:

  • номер тиража;
  • государственный номер;
  • стоимость билета;
  • дата и время выдачи билета;
  • размер призового фонда;
  • логотип лотереи;
  • название лотереи.

Готовый бизнес

Лотерейный бизнес можно организовать через франшизу. В этом случае предприниматель получит готовое дело под ключ. Франчайзер откроет секреты успешного бизнеса и поможет его грамотно организовать. Стоимость франшизы будет компенсироваться стабильным спросом и более низкими рисками.

Наиболее известные франчайзинговые предложения в этой сфере деятельности:

  • Бинго Бум;
  • Столото;
  • Lotobest;
  • ЛОТО МАРКЕТ.

Главным достоинством франшизы является узнаваемость бренда лотереи, такой игре клиенты больше доверяют.

Можно ли создать онлайн-лотерею?

Сегодня существует возможность организации лотереи, работающей в режиме онлайн

Сделать свою игру в Интернете может любой желающий, но важно соблюсти требования, которые предъявляются к проведению розыгрыша. Законодательно онлайн-лотереи не запрещены, но главное условие — отказаться от денежных ставок, иначе электронная «лотерея-викторина» будет признана азартной игрой

Организатору следует отвязать оплату от возможности получения выигрыша.

? Кто в России имеет право проводить лотереи

В 2014 году в законодательство были внесены изменения и с тех пор все лотереи в России только государственные. Частные лотереи у нас в стране запрещены. Сделано это было в целях защиты участников от финансового мошенничества, а собственно государства – от организаторов, которые любыми путями избегали уплаты налогов.

В настоящее время все лотереи организовываются Министерством спорта или Минфином. У министерств есть операторы (юрлица, имеющие контракт с организатором на проведение лотереи в соответствии с законом) и распространители билетов – например, широко известное «Столото».

Лотереи регулируются Федеральным законом от 11.11.2003 №138.

Вы пробовали выиграть в лотерею?

Да, уже много лет покупаю лотерейные билетики, выигрываю по 100-300 рублейПробовал(а) пару раз, ничего не выиграл(а) и забросил(а) это делоДа – и даже выиграл(а)Я не верю в лотереи и считаю их пустой тратой денег

⚡ Какие бывают лотереи

В зависимости от способа проведения лотереи делятся на два вида:

  1. Тиражная – это лотерея, розыгрыш в которой проводится между всеми участниками единовременно после распространения лотерейных билетов.
  2. Бестиражная, или «моментальная» – это лотерея, где информация о выигрыше закладывается в билет на момент выпуска, а результат становится известен сразу после покупки билета, например, когда участник стирает защитный слой.

Где покупать доллары и евро. Памятка

Читать

Инвестиционные монеты. Особенности инвестирования в драгоценные металлы

Подробнее

Золотой паспорт. Программа предоставления гражданства в обмен на инвестиции

Смотреть

Как стать оператором лотереи

Теперь немного о том, как создать лотерейный бизнес, выступая в качестве оператора. Согласно действующему законодательству, на этот статус могут претендовать только юридические лица, подавшие и оплатившие заявку в конкурсе. При этом они должны отвечать следующим требованиям:

  • Отсутствие в составе руководства лиц с судимостью за преступления в финансовой сфере
  • Чёткое исполнение всех контрактов и договоров, которые когда-либо были заключены с организаторами лотереи
  • Наличие исключительных прав на лотерейные программы, предназначенные для сбора данных о билетах и ставках
  • Наличие соглашения с любым из банков, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, о предоставлении конкурсанту банковской гарантии
  • Отсутствие нарушений, которые касаются перечисления целевых платежей

Только если организация будет отвечать всем этим требованиям и победит в конкурсе, она сможет стать оператором лотереи. В дальнейшем вся деятельность должна быть направлена на заключение договоров с распространителями, реализацию лотерейных билетов и осуществление выплат по ним. Прибыль, конечно, будет довольно крупной, но и проблем окажется больше, чем у простых продавцов. Полезно прочитать, какой бизнес выгоден востребован и перспективен.

❗ Можно ли россиянам играть в зарубежные лотереи. Возможные сложности

Не все, но многие зарубежные лотереи не ставят ограничений для иностранных граждан – следовательно, чисто теоретически в розыгрышах могу участвовать россияне. Но участие в зарубежной лотерее сопряжено с рядом сложностей.

Другими словами, платеж с банковской карты, особенно крупного серьезного банка, попросту не пройдет, согласно Федеральному закону от 29.12.2006 №244. Кроме того, многие зарубежные лотереи (например, всемирно известная американская Powerball) разрешают реализовывать билеты только на территории страны, где проходит розыгрыш – в случае с Powerball это США.

Некоторые пробуют играть в зарубежных лотереях через компании-посредники. Такие существуют, предлагая помощь в приобретении заветного билета на территории нужной страны. Но, связываясь с посредником, всегда нужно помнить, что нет никаких гарантий в благонадежности такого агента. Кроме того, даже честные посредники обычно берут за свою помощь сумму большую, чем стоит собственно лотерейный билет.

И хотя суммы джекпотов в зарубежных лотереях исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов, в реальности выиграть в них сложнее, чем в российских. Например, в Powerball нужно угадать 5 чисел из 59.

Черта бедности. Сколько людей в России с доходами ниже прожиточного минимума

Читать

4 кризиса в современной России. Причины, суть и последствия экономических потрясений

Подробнее

Дедолларизация. Экономические и политические причины отказа от валюты США

Смотреть

Описание 138 ФЗ

Федеральный закон № 138 «О лотереях» определяет правовую основу государственного регулирования. Порядок и вид организации также контролируется Федеральным законом. В случае нарушения законодательства, на определенные лица может быть наложена административная или уголовная ответственность. Федеральный закон был принят Государственной Думой 17 октября 2003 года, а одобрен Советом Федерации 29 декабря 2003 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Описание предмета регулирования законодательства;
  • Описания основных терминов, которые используются в ФЗ 138;
  • Описание условий лотереи и ограничения по ее проведению;
  • Описание видов отчислений от розыгрыша государству;
  • Формирование призового фонда;
  • Условия для проведения подобного мероприятия и обеспечение безопасности прав участников лотереи;
  • Информация о проведении конкурса;
  • Заключение контракта после результатов проведения конкурса.

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Выигрыши, полученные по лотерейным билетам, а также от участия в стимулирующей лотерее, являются доходом физических лиц, подлежащим налогообложению. Дело в том, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. На это указано в п. 1 ст. 210 Налогового кодекса.

Выигрыши в лотерею облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Это относится и к выигрышам, полученным от участия в стимулирующей лотерее, если организатор оформил розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ (уведомление направлено в Федеральную налоговую службу, и лотерея включена в реестр лотерей).

Исключение — случай, когда получатель выигрыша — физическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации. Тогда применяется налоговая ставка в размере 30%.

Стоимость купленного билета для участия в азартных играх не рассматривается в качестве налогового вычета при исчислении налога на доходы физических лиц. Следовательно, сумма выигрыша, полученного от участия в лотерее, подлежит налогообложению полностью, без уменьшения на стоимость купленного билета.

Исчисляют и уплачивают налог сами физические лица — получатели выигрышей. Это установлено пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Как предусмотрено в п. 3 ст. 229 НК РФ, в случае прекращения выплат выигрышей до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого прекращения представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию о фактически полученных доходах. Налог уплачивается не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации.

Предположим, победителю вручен неденежный приз. То есть налог удержать невозможно. В этой ситуации организация обязана в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности физического лица.

Пример. В 2006 г. А.В. Иванов выиграл:

  • телевизор стоимостью 7900 руб. во время рекламной акции в магазине;
  • 22 000 руб. во всероссийской спортивной лотерее.

Соответственно, данному гражданину необходимо представить налоговую декларацию по НДФЛ в инспекцию по месту жительства и исчислить сумму налога к уплате.

Со стоимости телевизора А.В. Иванов обязан заплатить налог по ставке 35%. При расчете налога следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. Сумма налога составит 1365 руб. .

Со всей суммы выигрыша в спортивной лотерее налог уплачивается по ставке 13%. Сумма налога (без учета стандартных налоговых вычетов):

22 000 руб. x 13% = 2860 руб.

Общая сумма налога, подлежащая уплате с выигрышей, равна 4225 руб. (1365 руб. + 2860 руб.).

Должен ли организатор лотереи вести учет доходов, полученных физическими лицами в виде выигрышей, и представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о таких выигрышах? Давайте разберемся.

Учитывать доходы и представлять в налоговые инспекции соответствующие сведения — обязанность налоговых агентов. Об этом сказано в ст. 230 НК РФ. Налоговыми агентами признаются организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, налог исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение — доходы, с которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Как уже отмечалось, физические лица — получатели выигрышей исчисляют и уплачивают налог самостоятельно на основании пп. 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.

Таким образом, организаторы лотерей при выплате выигрышей не признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Поэтому они не обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам. Именно такой точки зрения придерживается Минфин России (см. Письмо от 23.12.2004 N 03-05-01-04/124) <*>.

<*> В ходе судебных разбирательств арбитражные суды приходили к аналогичному выводу (см. Постановления ФАС Центрального округа от 24.06.2004 по делу N А64-42/04-13 и от 22.11.2004 по делу N А68-АП-61/11-04).

Выигрыши в лотерею не облагаются единым социальным налогом. Ведь объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Об этом говорится в ст. 236 НК РФ.

Статья 21. Федеральный государственный надзор за проведением лотерей

1. Федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется органом государственного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ.

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за проведением лотерей, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4 — 8 настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе проведения лотереи требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области организации и проведения лотерей (далее — обязательные требования).

5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) заключения юридическим лицом контракта на проведение лотереи;

2) окончания проведения последней плановой проверки.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;

3) наличие решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 6 настоящей статьи, не допускается.

9. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) проводить контрольную закупку в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Описание закона «О лотереях»

11-го ноября 2003 года вступил в силу Федеральный закон №138 «О лотереях». Законопроект был принят Госдумой 17-го октября 2003 года, а одобрение Федеративным Советом произошло 29-го числа того же месяца и года. Закон регламентирует лотерейную деятельность, устанавливает порядок и требования для ее проведения, а также определяет основы регулирования государством в данной области.

Закон состоит из 27 статей, из которых 6, 7, 9, 14-16, 22, 25-26 утратили свою правовую силу, после опубликования предыдущих редакций:

  • ст. 1 — область регулирования настоящего закона;
  • ст. 2 — терминология;
  • ст. 3 — разновидности лотерей;
  • ст. 4 — цели и методы координирования отношений в данной области;
  • ст. 5 — единый реестр лотерейных терминалов;
  • ст. 6.1 — ограничения при осуществлении розыгрышей;
  • ст. 8 — условия проведения;
  • ст. 10 — неотъемлемые нормативы лотереи;
  • ст. 11 — мероприятия, финансируемые от полученных денег с лотерей;
  • ст. 12 — требования к бумажным, электронным лотерейным билетам, к предоставлению сведений о проведении мероприятия;
  • ст. 12.1 — приводимые требования к оборудованию или терминалам, используемым в лотерейной деятельности;
  • ст. 12.2 — требования к местам реализации билетов и установки терминалов;
  • ст. 13 — процедура организации и осуществления розыгрыша;
  • ст. 13.1 — требования, к которым должен подчиняться оператор лотереи;
  • ст. 17 — призовой фонд;
  • ст. 18 — требования к тиражному розыгрышу;
  • ст. 19 — требования к бестиражной лотерее;
  • ст. 20 — осуществление защиты прав участников;
  • ст. 21 — федеративный госнадзор за осуществлением розыгрышей призов;
  • ст. 23 — аудиторский надзор за оператором;
  • ст. 24 — наказание за нарушение действующего закона;
  • ст. 24.1 — конкурс на право пописать договор на осуществления лотереи;
  • ст. 24.2 — комиссия на конкурсе;
  • ст. 24.3 — участники размещения заказа;
  • ст. 24.4 — требования к вышеуказанным участникам;
  • ст. 24.5 — обстоятельства при которых допускается участие в конкурсе;
  • ст. 24.6 — уведомление о проведении мероприятия;
  • ст. 24.7 — информация, содержащаяся в документации на конкурсе;
  • ст. 24.8 — в каком порядке предоставляется пакет документов;
  • ст. 24.9 — объяснение положений документации и их изменение;
  • ст. 24.10 — процедура подачи заявки на участие в конкурсе;
  • ст. 24.11, 24.12 — рассмотрение заявок в конверте и в электронной форме;
  • ст. 24.13 — оценка и сопоставление заявок;
  • ст. 24.14 — подписание договора по итогам проведения конкурса;
  • ст. 24.15 — увеличение длительности договора, его изменение и аннулирование;
  • ст. 24.16 — причины, чтобы признать конкурс недействительным;
  • ст. 24.17 — результат признания конкурса недействительным;
  • ст. 27 — процедура вступления в правовую силу действующего закона.

Последняя редакция датируется 28-ым мартом 2017 года. Вступление в законную силу редакции произошло 1-го апреля того же года.

Изучите текст статьи 101 ФЗ 229.

Скачать текст ФЗ

Порядок проведения лотерей регламентируется по закону приказом Президента и Правительством, что позволяет Минфину осуществлять их проведение. После обретения государством монопольного права на проведение, махинаций с выигрышами стало меньше.

‍♀️ Есть ли стратегии для выигрыша в лотерею

Выигрыш – это всегда результат только везения. С математической точки зрения, вероятность выиграть суперприз составляет доли процента. Получить выигрыш в тысячи и десятки тысяч рублей уже реальнее. Однако тех, чьи выигрыши измеряются лишь сотнями рублей, все равно намного больше.

И даже тот, кто выиграл десятки тысяч рублей, редко сделал это с первого раза. Если почитать какие-нибудь истории победителей лотерей, то окажется, что эти люди играли годами, на регулярной основе, часто делая ставки по тысяче и более. Нетрудно подсчитать, сколько денег они оставили в лотереях за эти годы.

Поэтому не существует метода, гарантирующего победу. Например, многие покупают несколько билетов одного тиража и вычеркивают в них разные номера (чтобы не повторяться). Другие лотереи имеют собственные мобильные приложения, предлагающие различные дополнительные опции для повышения шансов на успех.

Государство гарантирует

Практически во всех странах Европы действуют только государственные лотереи. Хотя операторами могут выступать частные компании, работающие по лицензии.

Общемировая практика доказала: в государственных лотереях проигравших нет. Выигрывают все стороны. Государство: в бюджет страны исправно поступают средства от продаж лотерейных билетов. Участники: лотерейные деньги идут на социально важные проекты — медицину, образование, культуру, спорт. И наконец, победители лотереи, которые гарантированно получают приз.

Историческим днем для отечественных лотерей стало 1 июля 2014 года. С этой даты все негосударственные лотереи прекратили свое существование. Теперь лотерейные розыгрыши в России проходят только под эгидой государства. Это гарантирует каждому участнику своевременную выплату выигрышей, защиту от недобросовестных предпринимателей и мошенников.

Отчетность о проведении лотерей

По требованию уполномоченного органа организатор и оператор лотереи обязаны представить сведения о проведении лотерей (п. 2 Закона). Перечень таких сведений указан в Постановлении Правительства РФ N 338 <5>. Представить их нужно в отдельном отчете. Форма отчетности о негосударственных и стимулирующих лотереях, а также правила, по которым они должны проводиться, утверждены Приказом N 66н <6>.

——————————-

<5> Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 «О мерах по реализациях федерального закона «О лотереях».<6> Правила проведения стимулирующей лотереи, утв. Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.

Негосударственные лотереи. Прежде всего, как указали налоговики в Письме от 20.06.2005 N 18-0-15/320, организаторы негосударственных лотерей должны представлять отчеты об их проведении по форме, установленной в Приложении N 1 к Приказу N 66н. В отчете в обязательном порядке должна быть представлена информация о размерах сформированного и фактически выплаченного призового фонда, затраты и размер отчислений от лотереи, а также полученная валовая и чистая прибыль. Из основных требований налоговиков также следует отметить, что в дополнение к установленной форме организатор или оператор лотереи обязаны представить копии всех форм бухгалтерской отчетности, предусмотренной Законом N 129-ФЗ <7>. Ежегодно к отчету также необходимо прилагать нотариально заверенною копию аудиторского заключения. Кроме того, необходимо представить справку из кредитной организации, подтверждающей сумму призового фонда и сумму средств, полученных от проведения лотереи. Отчисления целевых средств и осуществленные расходы, связанные с проведением лотереи, организатор также должен подтвердить платежными и иными документами (актами, накладными).

——————————-

<7> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Стимулирующие лотереи. В отчетности организаторов стимулирующих лотерей основными показателями являются: количество распространенных и использованных билетов, сформированный и фактически выплаченный призовой фонд, перечень договоров, заключенных организатором и оператором лотереи. Из документов согласно Закону N 66н организатор должен представить образцы лотерейных билетов и акты нереализованных и уничтоженных билетов. При отсутствии прибыли от проведения лотереи такой контроль объясним. Поэтому организаторам таких лотерей не стоит уходить «в тень», подвергая себя возможным налоговым рискам. Проще уведомить уполномоченный орган и представить отчетность.

По негосударственным лотереям отчетность следует представлять не позднее следующего после квартала месяца, годовой отчет — не позднее 25 апреля следующего года. Организаторы стимулирующей лотереи кроме квартальной отчетности представляют в течение месяца отчет по окончании проведения лотереи. Отчет о проведении всероссийских стимулирующих лотерей, как пояснил Минфин в Письме от 30.03.2005 N 05-03-05/311, следует представлять в уполномоченный орган течение месяца со дня окончания лотереи.

Уполномоченные органы, в которые представляются отчеты о региональных и муниципальных лотереях, обязаны ежеквартально по ним отчитываться перед налоговиками по форме, установленной в Приложении N 5 к Приказу N 66н.

Из основных правил, которые должны соблюдать организаторы негосударственных и стимулирующих лотерей, следует отметить прежде всего соблюдение условий проведения лотерей, формирование и расходование средств призового фонда исключительно на выплату выигрышей, а также выполнение обязательных нормативов лотереи. Последнее требование касается только негосударственных лотерей. Контроль за выполнением правил проведения лотерей возлагается на ФНС России, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, которые вправе проводить плановые (не чаще одного раза в год) и внеплановые проверки.

Правовые аспекты организации и проведения лотерей

Правовые основы проведения лотерей определены гл. 58 «Проведение игр и пари» ГК РФ и Законом N 138-ФЗ <1> (далее — Закон).

——————————-

<1> Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях»

Согласно нормам гражданского законодательства отношения между организаторами лотереи как и любой другой азартной игры, и ее участниками основаны на договоре, который считается оформленным выдачей лотерейного билета (ст. 1063 ГК РФ). Этой же статьей установлена обязанность юридического лица — организатора лотереи получить право от уполномоченного государственного или муниципального органа на ее проведение. О том, в каком порядке можно получить такое разрешение, говорится в ст. 6 Закона. Кроме того, Законом установлены:

  • виды и цели лотерей;
  • порядок их организации и проведения на территории РФ;
  • обязательные требования к лотереям;
  • порядок осуществления контроля за их организацией и проведением;
  • ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

В отличие от сферы игорного бизнеса, представители которого ждут принятия такого закона уже несколько лет, организаторы лотерей уже с 2004 г. могут руководствоваться положениями данного документа и защищать свои права и законные интересы. Рассмотрим основные нормы и положения Закона, определяющие порядок проведения лотерей на территории РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector