Как применяются правила национального режима в госзакупках

Последние изменения в запретах по постановлению №616

14 июля 2020 года на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления, которое меняет постановление №616. В этом постановлении уточнят правила подтверждения страны. Чтобы подтвердить, что товар не подпадает под запреты иностранных товаров, участники будут предоставлять в заявке одновременно:

  • выписку из реестра промышленной продукции (отечественного или евразийского);
  • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории России, если такое предусмотрено постановлением №719.

Информацию о реестровых записях о товаре придется включать в контракт.

А если участник закупки в составе заявки предоставит выписку с совокупным количеством баллов, несоответствующим требованиям постановления №719 от 17.07.2015, его заявку приравняют к заявке, в которой предлагают поставить иностранные товары и соответственно отклонят.

До 01.06.2021 выписку и информацию можно не представлять в госзакупках для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень). Участникам достаточно отправить в составе заявки декларацию о стране происхождения товара.

Проектом уточняется, что в госзакупках ряда товаров легкой промышленности из перечня подтверждающие документы в отношении материалов и полуфабрикатов придется передавать на этапе исполнения контракта.

Ограничения при закупке лекарств

Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ №1289 от 30.11.2015, п. 2 письма ФАС России №ИА/10439/16 от 19.02.2016). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению (п. 1, 5 ПП №1289).

Применяйте ограничения следующим образом:

  1. Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в документации и извещении.
  2. Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям закупочной документации, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум одна соответствует положениям п. 1 ПП №1289, примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа №126н от 04.06.2018.
  3. Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.

Радиоэлектроника

Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.

Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.

Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.

Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
  • подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
  • уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).

Продукция машиностроения

Постановление № 656 от 14 июля 2014 года.

В постановление вошли товары машиностроения, которые запрещено закупать, если они произведены за пределами России. Запрет не действует на разного рода представительства российских организаций за границей. Также заказчикам можно купить отдельные позиции, если они произведены странах ЕАЭС, а именно:

  • отдельные виды автомобилей;
  • автобусы;
  • кареты скорой помощи;
  • определенная строительная техника.

В лот можно одновременно включить товары машиностроения, запрещенные и разрешенные к закупке, при условии, что они взаимосвязаны.

Подтвердить происхождение товара поставщик может:

  • копией специнвестконтракта;
  • разовым сертификатом СТ-1 или Актом экспертизы, выданными Торгово-промышленной палатой (приказ от 25 августа 2014 года № 64).

Продукты питания

Постановление № 832 от 22 августа 2016.

Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.

На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.

Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней №1 и 2, утвержденных ПП РФ №102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП №102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.

Ограничения работают так:

  1. Приобретение товаров из перечня №1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП №102, п. 1 приказа 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава №759, Минпромторга №3450 от 04.10.2017;
  • все цены обосновываются заказчиком;
  • в закупку включаются только изделия из перечня №2 ПП №102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ №967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.

В перечне №2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП №967 и п. 2 ПП РФ №1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня №2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства №967.

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:

  • стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
  • стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
  • катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
  • катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).

Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.

Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1, либо заключениями торгово-промышленной палаты.

Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий ‎и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий ‎и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.

Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров

Как получить разрешение на госзакупку иностранных промтоваров

С 30 июня 2020 года вступил в силу приказ Минпромторга №1755 от 29.05.2020 об утверждении порядка выдачи разрешения на закупку иностранных промтоваров. Такое разрешение выдают на основании заявки. Сделали обзор с ответами на основные вопросы.

Кто подает заявление на выдачу разрешения

Заявителями будут:

  • госзаказчики;
  • юрлица, которые указаны в ч. 5 ст. 15 44-ФЗ.

Заказчику-заявителю придется выбрать представителя, который подаст и подпишет заявку.

Как подать заявку

Заявку будут подавать в электронной форме через личный кабинет на сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

Заявка заполняется и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью представителя. Она и документы, которые к ней прилагаются, должны быть без грифов секретности.

Если товаров несколько, то заявка и документы к ней подаются по каждому отдельно.

Все стадии оценки заявки будут отражаться в личном кабинете ГИСП и в электронной почте.

Что указать в заявке

В п. 3 проекта порядка указан список сведений, которые должны содержаться в заявке. Будут указывать такую информацию:

  • о заявителе;
  • о товаре (его параметрах, стоимостных характеристиках);
  • об источниках финансирования закупки;
  • о планируемом сроке проведения конкурса.
Как проверят заявку

Заявка подлежит поэтапной проверке.

В первую очередь рассмотрят ее комплектность и корректность. На это у ответственного департамента Минпромторга будет 5 рабочих дней от даты, когда поступила заявка. Если выявят недостатки, заявку отправят на доработку для повторной подачи и проверки.

После того как заявку признают соответствующей, ее отправят на сравнительный анализ. ГИСП автоматически сверит заявленный товар с аналогичными товарами из реестров российской и евразийской продукции.

Сроки получения разрешения

Если аналогичной продукции нет в реестрах, то в течение 5 рабочих дней госзаказчику выдадут разрешение.

Если продукцию найдут в реестрах, то ГИСП автоматически отправит запрос производителям аналогичного товара о возможности его создать. В течение 10 рабочих дней от даты, когда получен запрос, производитель в ГИСП подтвердит или опровергнет такую возможность.

Если информация от него не поступила, создание аналога не подтверждено.

В течение 5 рабочих дней после поступления сведений от производителя заказчик получит:

  • разрешение, если аналогичность не подтвердится;
  • уведомление об отказе в его выдаче, если аналогичность подтверждена. В нем укажут аналогичную продукцию.

У заказчика будет возможность оспорить решение.

Какие особенности придется учесть в закупке

Срок действия разрешения — 18 месяцев со дня его выдачи. А использовать его будут только для одной закупки.

В течение 10 рабочих дней после заключения контракта заказчики будут отчитываться об итогах покупки товара в личном кабинете ГИСП.

С 01.05.2020 года заработала масштабная реформа национального режима. Подробнее о ней: «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима».

Как применять ограничения: правила для 44-ФЗ

Новые правила ограничения допуска иностранной радиоэлектроники по 44-ФЗ заработали с 01.09.2019 и будут работать до 2021 года. До сентября 2019 года применяли Постановление Правительства №968 от 26.09.2016.

По смыслу ПП 878 радиоэлектронная продукция — это та, которая утверждена в перечне. Именно по отношению к ней устанавливаю ограничения.

ВАЖНО!

Нельзя собрать в одну закупку радиоэлектронику, которая попала в перечень по постановлению №878, и которой нет в нем.

Пошаговая инструкция, как применять постановление правительства 878 от 10.07.2019 в 2020 году:

Шаг 1. Поставщик в заявке декларирует, что он поставит отечественный товар из реестра, сославшись на номер реестровой записи. Его заявку не отклоняют.

Шаг 2. Участник заявляет, что поставит иностранный товар или не ссылается на номер реестровой записи. Рассмотрят радиоэлектронику как иностранную и отклонят, если поступили как минимум две заявки, которые одновременно:

  • соответствуют извещению и документации;
  • предлагают поставить товары из перечня;
  • не предлагают поставить товары от одного производителя или производителей, которые входят в одну конкурентную группу.

Шаг 3. Когда госконтракт исполняется, не меняется продукция из реестра на ту, которой в нем нет.

В ч. п 4 постановления 878 указано, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливают, если в реестре нет продукции, которая соответствует тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, или радиоэлектронная продукция из реестра по своим функциональным, техническим или эксплуатационным параметрам не соответствует требованиям, которые установил заказчик в закупке. В письме №ПГ-11-7984 от 24.09.19 Минпромторг разъяснил, как определить класс радиоэлектронной продукции и что это такое. Ведомство разъяснило, что класс радиоэлектронной продукции указывается в столбце 4 реестра. То есть классом радиоэлектронной продукции являются:

  • собственно радиоэлектронная продукция;
  • телекоммуникационное оборудование.

Запреты закупок турецких продуктов питания

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление №1457 от 29.12.2015. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 г. президент отменил эти специальные экономические меры указом №244 от 31.05.2017.

ВАЖНО!

Продолжает действовать запрет на турецкие продукты 44-ФЗ. По постановлению правительства №1296 от 30.11.2015 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

ДОПОЛНЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ:

«114 . Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение в соглашения (дополнительные соглашения к ранее заключенным соглашениям) о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений о включении указанными учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащих оплате полностью или частично за счет указанных субсидий, условий об оплате обязательств по таким контрактам в соответствии с положениями, установленными пунктами 111 и 112 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета».

Таким образом, установление предельных сроков оплаты по контрактам для федеральных и бюджетных учреждений является обязательным при соблюдении двух условий:

1. Речь должна идти о субсидиях на иные цели либо на осуществление капитальных вложений, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса РФ.

2. Учредителем федерального бюджетного или автономного учреждения должны быть заключены дополнительные соглашения к ранее заключённым соглашениям о предоставлении таких субсидий.

Что касается утверждения читателей, что действие пункта 115 постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) якобы не распространяется на федеральные бюджетные учреждения, то автор не может придерживаться столь категоричной позиции в связи со следующим.

Действительно, с точки зрения терминологии  Бюджетного кодекса РФ (см. абзац 38 статьи 6) бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств.

Однако, помимо Бюджетного кодекса РФ в России действуют и другие федеральные законы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе не менее известный, чем Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  (далее — Закон № 83).

В указанном  Законе № 83-ФЗ (например, статья 33 и другая) несколько десятков раз указывается, в том числе и в отношении федеральных бюджетных учреждений о том, что они являются получателями бюджетных средств.

Поэтому до получения каких-либо разъяснений от самого Минфина России и Казначейства России о том, в каком значении использовался термин «подведомственные получатели средств федерального бюджета»  при подготовке Постановления № 667 (в значении, установленном Законом № 83-ФЗ или Бюджетным кодексом РФ), федеральным бюджетным учреждениям, по мнению автора, целесообразно включать положение об «электронном актировании» в проект контракта.

Более того, даже, если Минфин России или Казначейство России дадут разъяснения о том, что в пункте 115 постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) термин «подведомственный получатель средств федерального бюджета» используется в значении, определённом абзаце 38 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, то, по мнению автора, федеральным бюджетным учреждениям всё равно целесообразно включать в проекты контрактов условие о возможности  оформления документов о приёмке в электронной форме (посредством функционала ЕИС):

— это гораздо проще, чем объяснять особенности терминологии, используемой в  Бюджетном кодексе РФ или Законе № 83-ФЗ, ряду сотрудников органов прокуратуры РФ и контрольных органов, осуществляющих проверку заказчика (пояснение: они (проверяющие) могут элементарно не понять  объяснения учреждения по поводу указанной терминологии,  руководствуясь своей собственной логикой: «Деньги из федерального бюджета получаете, Ваше министерство входит в перечень ГРБС, обязанных применять «электронное актирование»,  почему тогда не устанавливаете обязательные условия контрактов для получателей средств федерального бюджета?»).

Надеемся, что данный материал будет полезен для заказчиков федерального уровня, на которых распространяется действие постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667.

Скачать:

 юрист-практик, эксперт в сфере закупок 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector