Противодействие коррупции в сфере закупок

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.

Воздействие на местном уровне

Самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод — проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы

Особое внимание уделяется репутации потенциального сотрудника. При поступлении на муниципальную службу соискатели предоставляют справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости, что дает возможность  изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. В некоторых организациях проводятся специальные тестирования кандидатов на должность сотрудников отделов закупок

Воздействие на местном уровне должно быть направлено на невыгодность коррупционных действий для сотрудников, ответственных за проведение закупок. К таким мерам, в частности, можно отнести:

  • применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;
  • проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;
  • огласку коррупционных инцидентов в учреждении.

Коррупция в системе госзакупок: определение и признаки

Значение термина «коррупция» раскрывается в ст. 1 закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ. Таким образом, разновидностями коррупционных действий являются:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп;
  • иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения. 

При этом названные действия производятся вопреки интересам страны и одновременно направлены на извлечение личной выгоды соответствующим должностным лицом.

Получается, что действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере госзакупок (с учетом положений закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке), отличаются от иных действий, определяемых как нарушения в данной области, тем, что первые:

  • совершаются специальными субъектами (т. е. госслужащими и, как правило, наделенными широкими полномочиями);
  • совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;
  • непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;
  • нарушают законные интересы государства;
  • выполняются должностным лицом умышленно;
  • выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т. д.). 

Как составить антикоррупционный план закупочного подразделения

Подробнее

Карта органов государственной власти

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

«Противодействие коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок»

Тип обучения:

Дополнительное профессиональное образование –

повышение квалификации 

Объем учебной нагрузки: 

16 академических часа (2 дня)

Форма обучения: 

Очная 

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий (онлайн трансляция)

Время обучения:

с 9:00 – 15:30.

Адрес проведения обучения:

 Москва, проспект Вернадского, д.82, РАНХиГС

Стоимость обучения:

12 000 руб. за 1 слушателя.

Программа повышения квалификации «Противодействие коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок» разработана в целях реализации Указа Президента РФ от 29.06.2018 №378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы», Национального плана на 2018 — 2020 годы, по совершенствованию мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Программа предназначена для государственных и муниципальных служащих, специалистов, работающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

  • Понятие коррупции. Роль и место противодействия коррупции в рамках бюджетного процесса. Обзор антикоррупционного законодательства.
  • Коррупционные риски в рамках закупочного процесса и методы противодействия коррупции. Индикаторы коррупции.
  • Конфликт интересов при осуществлении закупок: понятие и методика урегулирования. Обзор судебной практики.
  • Юридическая ответственность за коррупционные нарушения. Практика привлечения к уголовной ответственности.
  • Антикоррупционный комплаенс и закупки: практический опыт компании по внедрению антикоррупционной политики.
  • Международный опыт противодействия коррупции.

Обучение по программе позволит:

  • получить новые знания в области реализации государственной политики противодействия коррупционным проявлениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  • сформировать осознанное и обоснованное антикоррупционное мировоззрение, устойчивых навыков антикоррупционного поведения;
  • совершенствовать знание слушателя при осуществлении необходимых процедур, позволяющих выявлять случаи коррупции или риски их существования,
  • сформировать знания о причинах возникновения коррупции, ответственности за коррупционные правонарушения и о методах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

            Слушатели обеспечиваются методическим раздаточным материалом в бумажном и электронном виде.

По завершении курса обучения предусмотрено итоговая аттестация — экзамен в форме тестирования. По результатам успешного прохождения слушателем итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации РАНХиГС.

Для обучения необходимо заключить договор (контракт) и предоставить:

  1. Документ о высшем или среднем профессиональном образовании, либо копию указанного документа, заверенную отделом кадров.
  2. Справку об обучении, если лицо только получает высшее или среднее профессиональное образование.
  3. Документ о смене фамилии, в случае, когда фамилия в дипломе и паспорте не совпадает.
  4. Нострификацию документа о высшем образовании, если он выдан иностранным государством (включая страны СНГ).
  5. Письмо-направления на обучение от организации

Подать заявку на обучение>>>Контакты:

Правовое регулирование обеспечения противодействия коррупции

Введение в 2005 году в действие Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов», по мнению Федеральной антимонопольной службы, за первые 5 лет действия показало хорошие результаты. Совокупная экономия составила около 1,4 миллиарда рублей, при этом каждый год в этой сфере похищается практически столько же. Конкуренция остается на низком уровне, при том что в среднем на один лот на конкурсе подается только 1,8 заявок, а на электронном аукционе – 2,5 заявок. Это не может не говорить о заранее предсказуемых результатах торгов в сфере государственных закупок и недопущении к торгам большинства потенциальных поставщиков.

Серьезным минусом закона стало предоставление приоритета при выборе победителя лицу, предложившему минимальную стоимость заявки в ущерб предъявляемых к нему потенциальных квалификационных требований. Таким образом, торги выигрывают никому не известные «карманные» компании, не имеющие фактических ресурсов для выполнения заказа. Демпинг приносит свои неудобства и самому государственному заказчику, он часто бывает вынужден приобрести товар низкого качества, но предложенный на самых выгодных ценовых условиях. При этом он не становится эффективным механизмом противодействия коррупции. Следствием демпинга являются недострои дорог и учреждений здравоохранения, отвратительное детское питание в школах, далеко не лучшие медикаменты в больницах. Приоритет низкой цены разлагающе действует и на сектор поставщиков в сфере государственных закупок, отбивая у них желание повышать качество услуг.

Несмотря на то, что вводится планирование закупок на год вперед, на практике существенная их часть оказывается спонтанными, обусловленными требованиями момента. Именно в них кроется наибольшее число коррупционных нарушений, так как они совершаются вне плана и часто только с целью освоить бюджет, недовыбранный по какой-либо статье. Отсутствие предварительного планирования в полном объеме не дает возможности оценить целесообразность той или иной закупки и уровень цен.

С другой стороны, такие спонтанные закупки, не включенные в планы, предоставляют широкий простор для предварительного уведомления о них аффилированных компаний. Остальные же потенциальные участники торгов узнают о них только в момент объявления и часто не имеют возможности своевременно подготовиться к участию. По данным 2015 года, почти 39 % закупок осуществлялось у одного поставщика, что свидетельствует о крайне низком уровне конкуренции . Интересно, что наибольшая часть закупок у единого поставщика осуществляется по тем контрактам, сумма которых превышает 1 миллиард рублей. Это имеет и объективные причины: количество участников рынка с такими объемами производства ограничено, и часто они бывают монополистами в своей отрасли, например гособоронзаказа.

Ответственность за злоупотребление в сфере госзакупок

Если речь идет именно о нарушениях в сфере госзакупок, квалифицируемых как коррупционные действия, то применяются нормы УК РФ:

Ст. 200.4 – злоупотребления в сфере госзакупок.
Ст. 200.5 – подкуп контрактного управляющего, члена закупочной комиссии.
Ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями

При этом важно установить, действительно ли обвиняемый/ подсудимый является субъектом квалифицируемого преступления (п. 2 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 №19 (далее – ППВС №19). 
Ст

285.1 — нецелевое расходование бюджетных средств.
Ст. 285.2 — нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Ст. 286 — превышение должностных полномочий (приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 29.05.2013 по делу № 1-4/2013).
Ст. 289 — незаконное участие в предпринимательской деятельности.
Ст. 290 — получение взятки (приговор Липецкого облсуда от 04.09.2012 по делу № 2-16/12). Необходимо учесть, что получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по данной статье (п. 4 постановления пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24).  При этом правоприменитель уточняет, что использование своего должностного положения получателем взятки в интересах взяткодателя может выражаться в давлении со стороны первого на иных должностных лиц, в т.ч. путем уговоров просьб, принуждения и др.
Ст. 291 — дача взятки.
Ст. 291.1 — посредничество во взяточничестве.
Ст. 292 — служебный подлог. При совершении служебного подлога виновный использует не должностные полномочия, а свое служебное положение и вносит в документы ложную информацию, искажающую содержание такого документа.
Ст. 304 — провокация взятки или коммерческого подкупа. 

Этот перечень не является исчерпывающим. Например, могут быть признаны коррупционными противоправные действия в экономической сфере, если они сопряжены с умышленным использованием лицом своего должностного положения с целью извлечения личной выгоды при планировании и/или проведении госзакупок (например, определение Леноблсуда от 07.03.2013 № 33-1006/2012). 

***

Итак, коррупционные действия — отдельная группа правонарушений в сфере госзакупок, отличительной чертой которых является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия/бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение. Нормативная правовая база, на которой основывается антикоррупционная политика государства в сфере госзакупок, не ограничивается только федеральными законами, наряду с ними названной цели служат и многочисленные подзаконные акты.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Регламентационные методы

1. Информационная прозрачность на всех этапах закупочной деятельности

Можно  выделить несколько уровней информационной прозрачности:

  • Доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок.
  • Открытый доступ ко вспомогательным документам (локальным актам, методикам, инструкциям) в сфере осуществления закупочной деятельности.
  • Обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля.
  • Открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним.
  • Прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.

Наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети «Интернет».

2. Эффективные регуляторы условий участия в закупках

Условия участия в закупках включают в себя:

  • требования, предъявляемые к участникам,
  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам, 
  • критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.

Если раньше (до 1 января 2006 г.)  должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. То есть, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт «своей» компании. Сегодня существует четкий перечень требований к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает.

Такой механизм, как электронные аукционы, обеспечивает анонимность участия предпринимателей. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом. 

До 1 января 2006 г. существовала возможность менять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок.

До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. Сейчас заказчики обязаны обосновывать установленные цены и изучать рынок, проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

И это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о закупках.

Шаг 5. Просвещение сотрудников

Важнейшее место в антикоррупционном плане должно занимать просвещение работников, их обучение антикоррупционной политике. Оно состоит из двух обязательных этапов: собственно обучения и проверки знаний.

Минтруд рекомендует не реже 1 раза в год проводить обучение и консультирование сотрудников, участвующих в закупках, разъясняя понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «коррупционное правонарушение» и т. д. (п. 3.3 Методических рекомендаций), уведомляя об ответственности за такие нарушения. Целесообразно также проверять знания работников по этим вопросам, проводя, например, тестирования (п. 3.6 Методических рекомендаций).

Коррупция в госзакупках: распространенные схемы

К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:

  • направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
  • установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком — участником мошеннической схемы;
  • установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
  • установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
  • некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
  • толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д. 

Данный перечень схем, разумеется, не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры госзакупки на самом деле.

Смена законодательной базы, а именно признание утратившим силу закона «О размещении заказов на поставки товаров» от 21.07.2005 № 94-ФЗ и принятие вместо него новых — «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и «О закупках товаров» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, прежде всего, направлена на минимизацию возможности использования коррупционных схем в сфере госзакупок. 

Меры пресечения

Без усиления мер государственного принудительного реагирования невозможно добиться искоренения коррупции. В Государственную Думу был внесен законопроект, предлагающий усилить наказание за нарушение в сфере госзакупок до 15 лет лишения свободы с дополнительными возможностями сотрудников правоохранительных органов контролировать крупные приобретения чиновников, если они произведены после возбуждения уголовного дела, и даже конфисковывать их. Пока проект не принят. При этом в рамках Национального плана противодействия коррупции перед органами власти поставлены задачи:

  • разработать законопроекты, направленные на противодействие коррупции на региональном уровне, так как существенная часть нарушений происходит именно на уровне региональных элит, не всегда полностью контролируемых федеральным центром;
  • создать проект положения о комиссиях по противодействию коррупции в регионах и в дальнейшем ввести эти комиссии.

Кроме того, меры пресечения должны работать на кадрово-организационном уровне. Были приняты решения о:

  • разработке перечня должностей и организаций, в работе которых возникают повышенные коррупционные риски;
  • введении для замещения должностей из этого списка особых процедур проверки и назначения;
  • разработке механизма беспрепятственного перемещения сотрудников, замещающих должности с повышенным уровнем коррупции, на другие места или увольнении их по основанию утраты доверия;
  • разработке с учетом ограничения ряда личных и имущественных прав для сотрудников из этого списка механизма предоставления им дополнительных социальных гарантий;
  • ужесточении всех видов контроля над повседневной жизнью сотрудников из этого списка, вплоть до применения негласных методов;
  • разработке жестко регламентированных методик принятия решений в каждом спорном случае в сфере госзакупок, имеющем признаки коррупциогенности.

При том, что ряд этих шагов может частично нарушать конституционные и трудовые права граждан, сама разработка и внедрение такого механизма уже говорят о серьезности проблемы. Также в Концепции предлагается помимо действующих вариантов антимонопольного и общественного контроля над закупками ввести специальный способ, позволяющий государственным и муниципальным органам финансового контроля выносить предписания о запрещении проведения любых закупок, вызывающих подозрения, вплоть до устранения нарушений. С точки зрения выявления правонарушений или возможности их возникновения предполагается не ждать, а обязать аудиторов, осуществляющих проверки государственных компаний, сообщать правоохранителям о любых возможных рисках.

Недостатки закона «О противодействии коррупции» не дают возможности в полном объеме выявлять и оперативно устранять все коррупционные проявления в сфере госзакупок. Отсутствие раскрытия понятия «личная заинтересованность», исключающая уголовно-правовую квалификацию всех видов коррупции, в которых личная заинтересованность выражается в нефинансовой форме, не в форме прямого подкупа, делает невозможным привлечение лиц, мотивированных не деньгами, а личностными или карьерными благами, к ответственности. Закон дает возможность преследовать бухгалтера регионального МУПа за завышение сметы, но не дает права пресечь действие групп, работающих на высшем уровне и использующих, в том числе, и международные каналы для финансирования подкупа. Не предусмотрен механизм, который мог бы еще на стадии формирования закупочных комиссий устранить попадание в них лиц с возможным конфликтом интересов или коррупционными замыслами. Практически невозможно привлечь к ответственности конкретных исполнителей, публикующих неверную информацию, составляющих конкурсную документацию, обосновывающих завышение расценок.

Методические материалы

Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям

Памятка Федерального казначейства «Как действовать в случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей»

308.5 КБ

13 августа 2019, 12:12

Памятка Федерального казначейства «Как действовать в случае намерения выполнять иную оплачиваемую работу (выполнения иной оплачиваемой работы)»

267.4 КБ

13 августа 2019, 12:11

Памятка о запрете дарить и получать подарки

2.6 МБ

25 декабря 2017, 10:51 (25 декабря 2017, 10:52)

Комплекс мероприятий, направленных на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности в Федеральном казначействе, и работниками, замещающими отдельные должности в Федеральном казенном учреждении «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, на 2017-2018 годы

26.6 КБ

8 ноября 2017, 10:34

Основы антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Федерального казначейства

5.8 МБ

10 августа 2017, 11:24 (10 августа 2017, 11:26)

Памятка об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

41.5 КБ

19 августа 2016, 16:09

Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

21.1 КБ

2 ноября 2015, 00:00 (2 ноября 2015, 14:01)

Памятка по недопущению федеральными государственными гражданскими служащими Федерального казначейства и работниками организации, подведомственной Федеральному казначейству, поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

26.0 КБ

30 октября 2015, 00:00 (30 октября 2015, 16:00)

Методические рекомендации «Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов»

162.0 КБ

25 декабря 2014, 17:35 (25 декабря 2014, 17:36)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector